Во вторник, 17 ноября, состоялся Съезд Союза транспортников России на тему «Анализ, выводы, предложения по преодолению в транспортном комплексе последствий в условиях пандемии» в рамках «Транспортной недели-2020». Съезд Союза транспортников России проводится совместно с Министерством транспорта Российской Федерации при участии Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов РФ, Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, Общероссийского народного фронта, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, транспортных предприятий и общественных организаций. Модератором выступил Виталий Борисович Ефимов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству.
С приветственным словом выступил Марат Хуснуллин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. По его словам, повестка форума весьма актуальна и нацелена на выполнение ключевой миссии транспортной отрасли как связующего звена в экономике и социальной сфере страны. «Пандемия пройдет, но выработанные союзом транспортников России системные подходы и алгоритмы взаимодействия власти и бизнеса в экстраординарных условиях будут служить укреплению экономики и устойчивому транспортному обслуживанию населения страны», — подчеркнул заместитель Председателя Правительства.
Далее выступил Андрей Курушин, генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Спикер поднял ряд важнейших нерешенных государством проблем в отрасли транспортных перевозок: «Международные автомобильные перевозчики обсуждали меры государственной поддержки, которые были предприняты в первую волну пандемии коронавируса и возможные шаги, которые позволят международным автомобильным перевозчикам повысить свою конкурентоспособность. Основной проблемой является обновление парка подвижного состава — необходимо в ближайшее время создавать условия для обновления. Необходимы специальные программы Минпромторга, которые должны распространяться на автомобили иностранного производства, собираемые на территории Российской Федерации. Также, для создания условий обновления, необходимо срочно отменять утилизационный сбор на автомобили класса «Евро-6″. В Белоруссии он отменен еще в 2018 году. Кроме того, глава государства Белоруссии отменил и НДС на приобретение такого подвижного состава, а в России это проблема все еще не решена. Еще одна проблема — необходимое снижение лизинговой нагрузки. Такой дорогостоящий подвижной состав невозможно приобрести в качестве прямой покупки. Вопрос поднимался неоднократно, но так и не решился. Субсидии которые получают предприятия транспорта необходимо оказывать не только грузовым перевозчикам, но и пассажирским. В срочном порядке необходимо поддержать пассажирские международные перевозки, а особенно компании в регионе Дальнего Востока и Сибири. В период пандемии постановления правительства касались малого и среднего предпринимательства, но из поля зрения выпал целый ряд предприятий: необходимо принять меры, чтобы все предприятия, выполняющие одинаковую транспортную работу, получили одинаковую поддержку». В завершение своего выступления спикер призвал Министерство транспорта выполнить поручение Президента от 18 мая 2018 года о создании конкурентных условий для российского транспорта.
Об актуальных проблемах в сфере пассажирских перевозок рассказал Олег Старовойтов , Президент российского автотранспортного союза: «Несмотря на то, что автомобильный транспорт отнесен к наиболее пострадавшей отрасли, финансовой помощью за счет средств федерального бюджета смогли воспользоваться лишь некоторые компании и, конечно, размеры этой помощи оказались несоизмеримо малы по сравнению с причиненным ущербом. Введённые ограничительные меры в наибольшей степени сказались на транспортных компаниях, выполняющих регулярные пассажирские перевозки. Для международных пассажирских перевозок границы закрыты по сей день. В разгар эпидемии полностью прекратились регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам. Особенно в тяжелой ситуации оказались транспортные компании, осуществляющие перевозки по государственным и муниципальным контрактам — спрос на них упал на 80-90%, при этом сократить количество рейсов в соответствии с изменившимся спросом не позволяли условия контракта. Все это лишний раз подтверждает, что контрактная система в области пассажирских перевозок совершенно не приспособлена к кризисам. В дальнейшем для минимизации рисков считаем целесообразным внести поправки в законодательство, что ценой контракта должна являться стоимость выполняемых работ», — заключил спикер.
С предложениями об усовершенствовании дорожно-хозяйственной сферы выступил Генеральный директор Ассоциации РАДОР Игорь Старыгин. В частности спикер предложил усовершенствовать антидемпинговый механизм при проведении конкурса на право проводить проектные работы, наделив заказчика правом использовать дифференцированную систему оценки заявок в зависимости от ценового предложения участника и распространить действия части 7 статьи 37 ФЗ №44-ФЗ на конкурсы, объектом которых является закупка проектных работ. Ускорить работу по формированию нового обоснованного и достоверного базисного уровня цен по состоянию на 01.01.2021, внести корректировки в Федеральный сборник сметных цен в части современных дорожно-строительных материалов. Модератор съезда Виталий Борисович Ефимов отметил, что реализация изложенных предложений сэкономит миллиарды бюджетных средств.
Клявин Алексей, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», в ходе своего доклада описал текущие проблемы речного и морского транспорта: «На внутренних водных путях полностью прекратились перевозки иностранных туристов, а судоходные компании, ориентированные на российских туристов, смогли отработать не более 2 месяцев. Судоходное сообществ единодушно поддерживает вопрос о создание национального проекта по водному транспорту».
В завершении конференции, Игорь Левитин, помощник президента Российской Федерации, в рамках съезда Союза транспортников России сообщил, что у Министерства транспорта накопилось свыше сотни невыполненных поручений президента РФ. По его словам, на съезде было проанализировано положение дел, сложившееся в отрасли на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса. Правительство оказывает помощь транспортным организациям. Вопрос в том, как сохранить потенциал, которыми они располагают, для того чтобы в дальнейшем обеспечить спрос на объемы перевозок.
Отметим, что задачей съезда является выработка мер системного подхода к работе транспортного комплекса и его составных частей для дальнейшего обеспечения потребностей экономики и населения в эффективных и безопасных перевозках пассажиров и грузов во взаимосвязи всех видов транспорта. Предложения и инициативы, выработанные в ходе съезда, лягут в основу повестки правительственной комиссии и будут вынесены в отдельную резолюцию.