В среду, 20 сентября, на полях конференции-форсайт «Из 2013–2023 в 2014–2030» состоялись взаимосвязанные сессии «Цифровая трансформация логистики и инфраструктуры» и «Развитие транспорта в городах». Приглашенные эксперты обсудили реализацию проектов транспортной инфраструктуры, варианты трансформации логистики, а также подискутировали на тему происходящей глобальной цифровизации.
Александр Мишарин, президент Российской академии транспорта, обратил внимание на необходимость продолжения реализации железнодорожных проектов, связывающих города: «Сегодня никто не сомневается в роли железных дорог. Например, ВСМ придает совершенно другой облик транспортной системе».
Григорий Волков, заместитель директора Департамента строительства правительства России, открывая сессию «Цифровая трансформация логистики и инфраструктуры», рассказал об активной работе в этом направлении: «У нас есть долгосрочные программы планирования. В 2024 году завершаются национальные проекты, и их нужно продлевать. Сегодня мы четко понимаем, какие у нас есть источники для финансирования проектов, каких нам не хватает. Мы также активно работаем над привлечением бюджетного финансирования».
Артур Карлов, директор Департамента стратегического развития Минтранса, озвучил важную тенденцию: «Инфраструктура следует за потребностями экономики. В этом смысле за прошедшие 30 лет, с учетом геополитических условий, мы можем наблюдать формирование нового транспортного каркаса. Сейчас Минтранс работает над актуализацией транспортной стратегии, и мы направляем свои предложения в правительство. Связанность как фактор «сшивания» страны будет приоритетным».
Максим Фадеев, первый вице-президент ЦЭИ, рассказал о проектах ОАО «РЖД», разрабатываемых для цифровизации корпорации: «В интересах РЖД мы разрабатываем систему моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. Это лишь первый этап большого программного комплекса, в котором будет учитываться не только пассажирский транспорт, но также будет проводиться анализ грузопотоков, оценка социально-экономических эффектов от реализации проектов развития железнодорожного транспорта».
Александр Ворошнин, заместитель начальника по развитию транспортно-логистической деятельности Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД», дополнил: «Мультимодальные цифровые платформы позволят нам решать проблемы. РЖД самым серьёзным образом подходит к вопросу цифровизации. Внутри мы уже все оцифровали и пошли дальше, внедряя систему «ЭТРАН».
Татьяна Горовая, председатель общественного совета Министерства транспорта России, первый заместитель генерального директора ЦСР, заключила: «ТЭБ – это тот инструмент, который позволит нам получить единый достоверный источник данных как по фактическим объемам, так и прогнозам. Мы надеемся, что ТЭБ будет развиваться и расширяться. Проводим активную работу с Минэкономразвития России в этом направлении. Именно ТЭБ может помочь определить ту инфраструктуру, которую необходимо развивать, генерируя различные сценарии. Правительство все это понимает и поддерживает нас».
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации, открывая сессию «Развитие транспорта в городах», заявил: «Хотелось бы сказать о беспилотниках. Мы уверены, что их применение будет расширяться. Еще одно направление станет активным трендом на ближайшие несколько лет – это юридически значимый документооборот для оформления грузов».
Наталья Трунова, аудитор Счетной Палаты, отметила: «Мы понимаем, что постоянное расширение границ городов провоцирует дополнительные траты на развитие инфраструктуры. Деловая активность в зарубежных городах развивается в сторону периферии, а у нас все практически наоборот. Даже в Москве, где плотность жилья достаточно высокая, рабочих мест на окраинах очень мало».
Подводя итоги дискуссии, Евгений Алексеев, вице-президент ЦЭИ, констатировал:
«Управляемость системами общественного транспорта в городах России в полной мере не достигнута. В большом числе городов на значительной части маршрутов перевозчики работают, как хотят, а рычаги воздействия на них у публичной власти практически отсутствуют Данные о маршрутах, перевозчиках, используемых транспортных средствах представлены в аналоговом виде, а часто недоступны. Сегодня отрасль городского пассажирского транспорту нуждается в организационной трансформации, а ведение реестров данных необходимо перевести в цифровой вид».
Конференция-форсайт «Из 2013–2023 в 2024–2030», состоящая из трех тематических дискуссий (макроэкономика, цифровая трансформация логистики и инфраструктуры, развитие транспорта в городах), приурочена к десятилетию ЦЭИ и призвана сформулировать те экономические треки, которые будут носить системный и устойчивый характер. Изложение основных идей, предложенных в ходе обсуждения, будет упаковано в капсулу времени, которую планируется разместить в Музее транспорта Москвы на период до 2030 года.