В начале 2022 года большинство зарубежных автопроизводителей приостановили поставки автомобилей в Россию, а некоторые из них продали свои российские активы, включая производственные площадки. По оценке ассоциации «Российские автомобильные дилеры», запасов иномарок, в зависимости от модели, хватит до конца 2022 — начала 2023 года. Надежду на улучшение ситуации на рынке дает только возобновление отечественных производств и приход китайских брендов. Эксперты в рамках круглого стола «Рынок автомобилей в РФ 2022-2023, перезагрузка», организованного изданием «Ридус» оценили перспективы российского авторынка в 2023 году.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что обычно в своих прогнозах аналитики продляют имеющиеся тенденции на рынке, однако сейчас в России прогнозировать что-то очень сложно, и в принципе «возможно всё».
«Еще год назад падение российского авторынка до 1,5 млн единиц казалось катастрофой, а на сегодняшний день эта цифра выглядит несбыточным желанием, добавил эксперт. В 2023 году объем авторынка может быть любым, все зависит от внешних факторов. На данный момент отмечается определенное восстановление, и если эту тенденцию продлить, то в 2023 году получим до 800 тысяч проданных автомобилей. Если же внешние обстоятельства изменятся, то мы будем наблюдать уже совсем иные цифры», — поделился прогнозом Сергей Целиков.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, на увеличение продаж в России в следующем году может повлиять появление разнообразия моделей.
«Сейчас выбор сократился из-за ухода европейских, японских, корейских производителей, осталась только продукция российских заводов и огромная армия похожих друг на друга, примерно равных по характеристикам кроссоверов из Китая. А людям ещё нужны минивены, «каблучки», микроавтобусы и так далее. Автомобили должны быть разного назначения, мы к этому за последние 25 лет привыкли, и за счет этого, в том числе, рос рынок, потому что в одной семье мог быть пикап, седан и микроавтобус. Если разнообразие будет, рынок качнётся в сторону увеличения продаж и объема», — такой тезис озвучил на круглом столе Ян Хайцеэр.
Автомобильный эксперт Артем Бобцов отметил, что во времена серьёзных кризисов лишь около 700 тыс. россиян готовы были приобретать автомобили. Сейчас предложение рынка подошло к тому же рубежу. По словам специалиста, на продажи в следующем году повлияют три основных фактора: сколько автомобилей сможет выпустить «АвтоВАЗ», какие автомобили, в каком количестве и по какой цене смогут завезти китайские бренды, плюс возможности параллельного импорта. Сам эксперт также называет цифру в 800 тысяч автомобилей. Из них примерно половина придется на АвтоВАЗ, еще 35-40% дадут китайцы всех мастей, и не больше 10% — параллельный импорт.
Также эксперты поделились своим видением того, что ждет отечественных автопроизводителей, включая «Москвич». Директора по развитию ГК «Аларм-Моторс» Денис Цепелев в рамках круглого стола рассказал, что новый кроссовер «Москвич 3» будет представлен в различных комплектациях и цветовых решениях, а стартовая цена будет начинаться от 1,8 млн рублей. Он подчеркнул, что у российского покупателя, привыкшего к высокому уровню комфорта и качества автомобилей, востребованными будут топовые версии модели. В то же время более простые модели будут иметь потенциальный спрос для каршеринга.
Перспективы электрокроссовера «Москвич 3e» оценил автоэксперт Игорь Моржаретто: «На электрокары в нашей стране спрос действительно небольшой, но он постоянно растет. Кроме того, есть свободная ниша на рынке – доступные по цене (до 2 млн руб.) электромобили. Но тут совсем пусто. Хотя с помощью программы льготного автокредитования можно получить скидку на покупку электромобиля в 925 тыс. рублей, но эта сумма на деле «нивелируется» за счет «аппетитов» банков и страховых компаний. Так что, при предполагаемой цене электрокроссовера «Москвич 3e» в 3 млн рублей никаких серьезных преимуществ перед моделями Evolute нет (других конкурентов пока нет). И в таком случае приходится рассчитывать лишь на корпоративных клиентов. На те же компании такси и каршеринга, но главное – на самых разных чиновников, которых, думаю, в ближайшее время могут пересаживать на электромобили», — отметил он.
Напомним, что производство автомобилей «Москвич» возобновилось в столице на бывшем заводе Renault 23 ноября. По состоянию на 9 декабря было собрано более 160 автомобилей, до конца декабря планируется выпустить еще 440 автомобилей, в том числе 200 электромобилей.
Читайте далее: