В начале сентября компания «Яндекс» объявила о начале тестирования беспилотного такси в Москве. Первые автономные автомобили появились уже этой осенью в районе Ясенево, однако на месте водителя все же присутствует оператор, который может перехватить управление в случае необходимости. Перспективы дальнейшего развития этого транспортного направления пока размыты и неоднозначны — часть экспертов ссылается на неготовность транспортной инфраструктуры, другая часть — на несовершенство законодательства.
Эксперт Союза архитекторов России по градостроительству и территориальному планированию Александр Антонов отметил, что существующая дорожная инфраструктура не готова к «нашествию» беспилотных автомобилей. В частности, по его словам, в России улично-дорожные нормативы «застряли» где-то далеко в прошлом и до сих пор нет хорошей инфраструктуры даже для двух традиционных категорий пользователей дорог — пешеходов и автомобилей.
«В этом году мы все стали свидетелями появления нового для нас вида транспорта — средств индивидуальной мобильности. И оказалось, что дороги, построенные примерно в 20-е годы ХХ века, не предназначены для движения общественного пассажирского транспорта, а для появления третьего вида транспорта, средств малой мобильности, не предназначены вообще. Я бы хотел обратить внимание, что существующие улично-дорожные нормативы достаточно устарели, и, если мы достигли некоторого успеха в устройствах и беспилотных технологиях, надо как-то подтянуть и прогресс, связанный с самими дорогами. Мы приходим к тому, что под каждый вид транспорта существует своя инфраструктура, и space sharing не состоялся. Перестраивать сложившуюся дорожно-транспортную систему, особенно в крупных городах, крайне сложно. И на начальном этапе логичнее включать беспилотники в планы развития новых маршрутов и городов, например тех, которые собираются строить в Сибири. Воспылав энтузиазмом по поводу беспилотного транспорта, мы получим угнетенное сословие в лице автомобилистов».
Руководитель Управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров в свою очередь считает, что активное развитие и внедрение беспилотных автомобилей — это вопрос технологического лидерства. По его словам, это очень важный аспект для государственной политики. К тому же это целесообразно и выгодно с точки зрения экономики, при этом беспилотному автомобилю вовсе не нужны никакие особые условия.
«Надо учить людей тому, как взаимодействовать с автомобилем без водителя, как себя вести пассажиру. Свободное движение беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в России может начаться уже через три года. Россия — одна из трех стран, наряду с США и Китаем, где можно увидеть беспилотные автомобили на дорогах общего пользования. Технология готова, законодательство российское на удивление замечательно подтягивается, и надо помнить, что ЭПР — это эксперимент на три года, это отработка модели будущего законодательства. Напомню, что на данный момент утверждено постановление Правительства РФ № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», которое позволяет в большом количестве регионов испытывать такие автомобили с человеком за рулем — оператором. А недавно «Яндекс» в АНО «Цифровая экономика» успешно защитил ЭПР (экспериментальный правовой режим). В рамках постановления прописаны два режима эксплуатации: ВАТС-1, когда инженер-испытатель находится в автомобиле, и ВАТС-2, когда человека в автомобиле нет вообще. ВАТС-2 будет установлен в Иннополисе и в Сколково. Это условно особые территории. Мы, конечно, отличаемся от города, но движение у нас достаточно активное. На территории есть люди, автомобили, автобусные остановки, переходы — все то же самое, что в городе, только мы к этому готовы. Если за три года «Яндекс» покажет, что все замечательно, будут приняты соответствующие законы. И автомобили через три года уже реально смогут свободно находиться на дорогах, если они покажут в рамках эксперимента безопасность. Поэтому я думаю, что таких автомобилей будет появляться все больше и больше».
Отметим, что Министерство транспорта планирует запустить беспилотные грузовые автомобили между Москвой и Петербургом в 2022 году, а в 2030 году — между Европой и Азией. В проекте будут участвовать КАМАЗ, «Почта России», ВТБ, а также X5 Group. По мнению авторов проекта, автономные перевозки снизят количество ДТП на 8%, увеличат скорость доставки грузов на 150% и снизят на 15% их стоимость.
Читайте далее: