Президент Владимир Путин во время совещания с членами правительства 11 января выразил недовольство по оформлению заказов на воздушные суда на предприятиях. Во время совещания Денис Мантуров отчитался, что до 2025 года планируется поставить «Аэрофлоту» более 60 новых самолетов, а на поддержку лизинга воздушных судов компании из Фонда национального благосостояния будет выделено более 170 миллиардов рублей. Кроме того, российские верфи планируют построить до 2027 года 260 гражданских судов. Объем средств на программу обновления гражданского флота, по словам вице-премьера, составит 231 миллиард рублей. Путин отметил, что цель по постройке судов до 2030 года необходимо отработать вместе с Минобороны. Он также обратил внимание, что на некоторых предприятиях до сих пор нет заказов и попросил ускорить процесс.
Доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук Сергей Глазьев отметил, что авиапромышленность – колоссальный локомотив экономического развития и назвал условия, при которых авиапромышленность может эффективно запуститься.
«Мы имеем производственные мощности по изготовлению самолетов всех типов: узкофюзеляжных, широкофюзеляжных, региональных, магистральных. Весь постсоветский период была возможность производить и эксплуатировать отечественные самолеты, которые не уступали Airbus и Boeing. Более того, Советский союз оставил в наследство современнейшие модели, которые были более эффективные в сравнении с западными — ТУ-204, Ту-334, Ил-96. Тратятся сотни миллиардов рублей на разработку отечественных самолётов, построили заводы, но они загружены на 15%, работая по спецзаказу. По концепции развития, принятой в 2008 году, страна должна была производить ежегодно 150 самолётов. Концепция была принята 12 лет назад, утверждена Правительством, но где эти самолеты, что помешало реализовать концепцию? Уже 30 лет выгоднее получать комиссии в оффшорах, закупая самолёты за рубежом, чем производить свои.Совокупный объем льгот, который был предоставлен под ввоз иностранных самолетов составлял 10 млрд долларов. Так, произведенные в России самолеты продавались с НДС, а западного производства — без. При этом, каждый рубль, вложенный в производство самолётов, даёт 10 рублей дополнительной активности в смежных секторах, а это дополнительная поддержка всей промышленности страны: приборостроение, двигателестроение, авионика, электроника и так далее», — отметил Сергей Глазьев.
Академик Российской академии наук также поделился механизмами, которые могли бы ускорить процесс возрождения отрасли: «Сегодня проблем, чтобы заместить иностранные самолёты у России нет. Необходим переход к целеориентированной денежно-кредитной политике, которая должна быть сопряжена со стратегическим планированием. Денежно-кредитная политика должна суметь обеспечить поток «дешевых» кредитов на такие цели как инвестиции и расширение производства. Все необходимые инструменты есть и дополнительных законов принимать не требуется. Так, по специальным инструментам рефинансирования Центральный Банк может кредитовать коммерческие банки под 1% годовых и меньше, а соответствующие коммерческие банки могут выдавать целевые кредиты промышленным предприятиям под обязательство выпуска продукции, которая в том числе будет залогом. Данная система блестяще сработала в Европе в послевоенное время. Если удастся нормализовать денежно-кредитную политику, перевести её в соответствие с целями и задачами экономического развития, то, даже в условиях санкций, снимется главный фактор торможения экономики. У нас нет ограничений роста. При правильной макроэкономической политике темпы роста могут быть не меньше 10 % ежегодно», — поделился Сергей Глазьев.
Отметим, что ранее вице-премьер, глава Минпромторга страны Денис Мантуров заявил, что в России удалось не просто избежать острого дефицита запчастей для авиатехники, но и сохранить регулярность вылетов на 98%.
Читайте далее: