Оценка конкурентоспособности новых евразийских транспортных коридоров

Сегодня многие страны заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры на пространстве Евразийского экономического союза и создании новых коридоров. Обустройство логистических трансевразийских коридоров «Восток — Запад» и «Север — Юг» является ключевой задачей и представляет интерес для всех евразийских государств, об этом не однократно заявлял и президента России Владимир Путин. Более того, развитию транспортных коридоров на всем пространстве Евразии будет способствовать проводимая Россией переориентация экспорта и импорта на восток. Так, например, навигация в течение всего года по Северному морскому пути начнется в 2023-2024, а «Белкомур» возможно станет одним из основных транспортных коридоров Севера. Насколько данные мега-проекты выгодны?

Ольга Владиславовна Тарасова, доцент Новосибирского национального исследовательского государственного университета, к.э.н., рассказала об оценке конкурентоспособности новых евразийских транспортных коридоров.

«Создание новых транспортных коридоров — это инвестиционные проекты (Владивосток, Ванино, Петропавловск-Камчатский; Мурманск-Архангельск, Индига; Белкомур, Баренкомур; Северный морской путь), конкурентом которых является путь через Суэцкий канал. При этом количественных оценок конкурентоспособности международных транспортных коридоров в научной литературе нет. Многое говорят о протяженности, возможности сэкономить, длительности прохода, но только приведенная модель позволяет получить количественную оценку потенциальной конкурентоспособности новых евроазиатских транспортных коридоров, проходящих через территорию России для понимания их привлекательности. В качестве инструментария использовалась модель прогнозирования развития опорной транспортной сети, в которую входят линейные и точечные элементы, работы — погрузка, перегрузка, выгрузка, обработка транзита, ограничения (мощности элементов транспортной сети, объемы погашения и формирования грузопотоков, приросты мощностей), а критерием выступал минимум приведенных затрат на развитие сети. В рамках исследования были использованы нечеткие множества — интервальные значения по тарифам в узлах, так как тарифы являются решением транспортных компаний и не всегда регулируются государством в полном объеме. Входными данными исследования послужили тарифы на перегрузку на узлах и на линейных элементах. Так, в исходном сценарии при перевозке 100 грузов 41 перевозку взял на себя Суэцкий канал, 29 «Архангельск», 26 «Индига», 4 «Петропавловск-Камчатский» и ноль «Северный морской путь». При сценарии снижения на 2% тарифов на прохождение в Суэцком канале он берет 89% грузов, а «Северный морской путь» остается совершенно пустым, несмотря на проведенные мероприятия по развитию. 

Для возвращения грузов на российские коридоры приходится применять государственную поддержку и субсидировать перевозки. Так, если по российским коридорам тарифы опустить на 10%, Суэцкий канал возьмет на себя 56% перевозок, «Архангельск» 22, «Индига» 19 и 3 придется на СМП и «Петропавловск-Камчатский». Из вышеописанного следует вывод, что транспортные коридоры рассматриваются как возможность интеграции в транспортную систему мира, но есть и внутренние цели. В условиях сильной конкуренции с другими странами, с маршрутами через другие страны, в России есть конкурирующие проекты, которые обсуждаются десятилетиями. Тем не менее экономико-математическая оценка конкурентоспособности международных транспортных коридоров — пробел в современных исследованиях при достаточно богатой проработке политических и стратегических аспектов их формирования. Также при появлении конкурентов «Суэц» может легко вернуть свои конкурентные преимущества путем незначительного снижения тарифа на перевозку. Тем не менее, рассмотренные варианты новых транспортных коридоров могут рассчитывать на свою долю транзитных перевозок».

Отметим, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) утвердили сразу восемь транспортных коридоров. Об этом сообщил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович. Все коридоры будут связаны международными маршрутами и этот процесс станет «транслогистическим мегапроектом».

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика