В 2023 году тенденция развития рынка газомоторного топлива в России сохраняется. С 2012 года газозаправочная сеть была увеличена в три раза — с 240 до 726 станций, газомоторный автопарк расширился за последние 10 лет более, чем в 3 раза – с 80 тысяч машин до 276 тысяч машин, а годовой прирост российского автопарка на метане в 2022 году оценивается примерно в 17 тысяч автомобилей. Сегодня развитие рынка газомоторного топлива является важнейшей частью политики увеличения потребления природного газа на внутреннем рынке в условиях внешнего санкционного давления. 18 апреля Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол», где были обсуждены текущие проблемы в сфере рынка газомоторного топлива (ГМТ).
Заместитель директора департамента стратегического развития Министерства транспорта РФ Андрей Бахаев рассказал о работе министерства над обновлением парка транспортных средств на газомоторном топливе, заправочной и сервисной инфраструктуры. Были собраны данные по потребности регионов в обновлении парка пассажирского автотранспорта на ГМТ. Сегодня количество составляет 20840 единиц, дополнительная потребность составляет 6,5 тысяч единиц. Одним из направлений расширения применения ГМТ является передача в лизинг экологичного и энергоэффективного городского автобусного транспорта. Также ведется разработка железнодорожного транспорта на газовом моторном топливе, запуск в эксплуатацию первых образцов планируется в 2026г. В 2022 начата эксплуатация первых двух двухтопливных паромов, использующих ГМТ.
Заместитель директора департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов рассказал, что Минэнерго работает над реализацией госпрограммы по поддержке ГМТ по направлениям строительства заправочной инфраструктуры и переоборудования транспорта на газ с 2018года. «Налицо положительная динамика: к концу 2021 года ежегодное потребление метана на транспорте в России составило 1,37 млрд м3; в 2022 составило 1,72 млрд м3 (плюс 29%); в 2023 ожидается плюс 26%, а к 2030 году прогнозируется потребление ГМТ порядка 6,8 млрд м3. В 2022 году была введена в строй 101 заправка, 95 объектов получили субсидии. При этом есть некоторое недоосвоение средств, из-за того, что кризисы последних трех лет повлекли за собой нарушение логистических цепочек. Ведется постоянная корректировка нормативной базы и ее адаптация к меняющемуся рынку. Что касается переоборудования автотранспорта на ГМТ, Минэнерго ведет работу на этом направлении с 2020г. Масштабы переоборудования за счет субсидий пока действительно небольшие: порядка 15 тысяч единиц в 2021 г., порядка 9,5 – в 2022м с учетом всех сложностей, возникших из-за санкционного давления. В текущем году стартует программа поддержки строительства КриоАЗС, в которой Минэнерго будет субсидировать не регионы, а непосредственно инвесторов проектов. Министерство выступает также за введение субсидирования строительства малотоннажных СПГ заводов, с условием определенных ограничений их возможности поставок СПГ на экспорт. Министерством энергетики проводится масштабная работа по созданию Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года, в рамках которой прорабатываются вопросы формирования рекомендуемой модели долгосрочного развития газомоторной техники в разрезе целевых сегментов, а также вопросы формирования рекомендуемой модели долгосрочного развития направления. В ближайшее время она появится на сайте «Regulation.ru». Ожидается принятие документа на уровне акта Правительства Российской Федерации с приложением «дорожной карты» по ее реализации, которая станет руководством к действию для всех органов власти», — доложил он.
Первый вице-президент Группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова рассказала о разработке «Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года». В ходе работы над документом разработчики опросили все участников рынка – производителей техники, оборудования, эксплуатантов транспорта на природном газе и так далее. Анализ существующего рынка показал, что определенные успехи достигнуты только в секторе автотранспорта, но о заметном развитии водного, железнодорожного, коммунального транспорта, карьерной и промышленной техники, говорить не приходится. Более того, ни в одном государственном документе стратегического планирования нет целевых показателей по производству большинства видов такой техники. При этом большинство потенциальных потребителей газомоторной техники указывают на очевидную недостаточность заправочной инфраструктуры в качестве сдерживающего фактора. По мнению Светланы Воронцовой, в развитие Концепции необходимо принятие комплексной государственной программы производства техники на ГМТ и схемы размещения объектов заправочной инфраструктуры. Только так можно будет достичь целевых показателей развития сектора, включая значительные экономические и экологические эффекты. В мае планируется вынос Концепции на широкое общественное обсуждение, разработка проекта Госпрограммы, в случае получения такого задания, может быть проведена до конца года.
Читайте далее: