В условиях постоянного развития и совершенствования технологий, вопрос энергоэффективности и экологической устойчивости становится все более актуальным. Одним из вариантов, предлагаемых для снижения вредного воздействия на окружающую среду и обеспечения энергетической независимости, является использование газомоторного топлива. В России, обладающей огромными запасами природного газа, развитие этой технологии имеет особое значение. В связи с этим комитет Совета Федерации по экономической политике вновь провел круглый стол, посвящённый актуальным вопросам производства газомоторного топлива в России.
Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров отметил, что в России действует большое количество мер государственной поддержки производителей газомоторного топлива: «Среди них — субсидии юридическим лицам на возмещение части затрат на реализацию инвестпроектов по строительству объектов производственной и заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа (СПГ), на развитие заправочной инфраструктуры компримированного (сжатого) природного газа. Это также субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при поддержке переоборудования автотехники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива».
Вместе с этим он напомнил, что в Российской Федерации сосредоточено 40 проц. мировых запасов метана. На территории страны создано 170 тыс. км газовых магистралей. Несмотря на это, Россия не входит даже в пятерку стран — основных потребителей газомоторного топлива, сказал сенатор.
В обсуждении приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Ирек Ялалов , заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Государственной компании «Автодор» Константин Макиев, генеральный директор компании «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко, вице-президент по внешним связям компании «АВТОВАЗ» Сергей Громак, директор по газомоторной технике компании «КАМАЗ» Евгений Пронин, представители субъектов РФ, государственных и коммерческих организаций, эксперты.
Примечательным стал завершающий доклад вице-президента независимого топливного союза Дмитрия Гусева. Он раскритиковал существующую стратегию развития отрасли и обозначил проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе строительства заправочных станций: «В рамках круглого стола обсуждали компримированный природный газ, сжиженный природный газ, даже вспомнили сжиженный углеводородный газ, но основную массу топлива в России на сегодня представляют другие виды топлива, которые пока полностью не замещены ни газомоторным топливом, ни новыми видами топлива, которые в том числе финансируются государством (электричество и водород). По сути дела, в России нет стратегии развития топливной отрасли России — мы говорим о мерах по электричеству, развитию газомоторного топлива, но мне, допустим, как предпринимателю, какую заправочную станцию открыть? Какое топливо будет перспективно в каждом конкретном регионе? К сожалению, нет генеральной схемы размещения объектов топлива заправочного комплекса, когда государство четко обозначает, на какие объекты, где и когда, какому виду топлива готово выделять средства, субсидии. С таким документом снимется миллион вопросов и проблем, когда две заправочных станции, например, строятся в одном месте и фактически начинают конкурировать друг с другом. Отсутствие основополагающего документа не позволяет предпринимателям сегодня адекватно развиваться в этой сфере, более того, грамотно использовать государственное финансирование».
Отметим, что с 2012 года газозаправочная сеть была увеличена в три раза — с 240 до 877 станций. Потребление метана на транспорте с 2018 по 2021 год увеличилось с 703 млн до 1,3 млрд кубометров в год
Читайте далее: