Обзор инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры городского пассажирского транспорта общего пользования в городах России

По материалам статьи из журнала «Городской транспорт» (выпуск № 7, октябрь 2022 г.).

Пермь

Инвестиционный проект «Создание, реконструкция и эксплуатация имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании «Пермский городской округ».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «МОВИСТА РЕГИОНЫ» (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ») на основе концессионного соглашения и включает реконструкцию 35,0 км одиночного пути трамвайных путей, реконструкцию одного трамвайного депо, реконструкцию 7 тяговых подстанций, поставку 44 односекционных трамвайных вагонов.

Целью реализации Проекта является модернизация системы городского наземного электрического транспорта общего пользования города Перми, в том числе реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта общего пользования в городе Перми, приобретение подвижного состава — современных трамвайных вагонов.

Инвестиционная фаза Проекта реализуется в 2022–2025 гг. и предполагает реконструкцию трамвайной инфраструктуры в 2022–2025 гг., поставку подвижного состава — в 2023–2024 гг.  Проект предполагает заключение концессионного соглашения на срок 20 лет. Таким образом, эксплуатационная фаза Проекта завершается в 2042 г.

Инвестиционный бюджет Проекта (без учёта операционных затрат на инвестиционной стадии и расходов по привлечению финансирования) в ценах лет строительства составляет 15,5 млрд рублей[1]. Указанная стоимость включает реконструкцию трамвайных путей 7,3 млрд руб., реконструкцию тяговых подстанций 1,5 млрд руб., реконструкцию трамвайного депо 3,1 млрд руб., поставку односекционных трамвайных вагонов 3,6 млрд руб.

Рассмотрен дважды на заседаниях Экспертного совета Министерства транспорта Российской Федерации по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации от 09.08.22 и 31.08.22. Одобрен к реализации 31.08.22 большинством голосов.

[1] https://www.business-class.su/news/2022/06/09/v-pokupku-novyh-tramvaev-remont-putei-i-depo-v-permi-vlozhat-155-mlrd-rublei

Нижний Новгород

Инвестиционный проект «Создание и эксплуатация имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижнем Новгороде».

Проект предполагает строительство и реконструкцию 149,3 км трамвайных линий, реконструкцию 15 тяговых подстанций с питающими линиями, реконструкцию 3 трамвайных депо, а также приобретение подвижного состава в количестве 170 единиц (144 ед. большого класса и 26 ед. особо большого класса).

Проект предполагает привлечение концессионером ГП НО «Нижегородэлектротранс» (далее – НЭТ) для осуществления транспортной работы, содержания и обслуживания реконструируемой инфраструктуры (обслуживание путевого хозяйства, контактной сети, тяговых подстанций и депо), а также содержания и обслуживания нового подвижного состава. Строительство и реконструкция инфраструктуры будет осуществляться другими подрядными организациями, поставка нового подвижного состава будет производиться заводами изготовителями. Регион в рамках КС полностью оплачивает затраты концессионера на обслуживание долга и операционные расходы (эксплуатационный платеж).

Бюджет инвестиционного проекта «Создания и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Нижнем Новгороде» включает в себя все затраты на инвестиционной стадии, включая капитальные вложения и необходимые дополнительные (операционные) затраты. Инвестиционная стадия Проекта: 4,25 года (4 кв. 2022 г. — 4 кв. 2026 г.). Эксплуатационная стадия Проекта: 25 лет (4 кв. 2022 г. – 3 кв. 2047 г.). Бюджет проекта (в ценах соответствующих лет) составляет 51,3 млрд руб., включая капитальный грант (в т.ч. федеральный бюджет и региональный бюджет), средства ФНБ, банковский кредит от ВЭБ.РФ, акционерный заем)[1].

Проект рассматривался дважды на заседаниях Экспертного совета Минтранса России от 19.09.22 и 11.10.22. Одобрен к реализации большинством голосов 11.10.22.

[1] https://tass.ru/ekonomika/15911131

Ростов-на-Дону

Инвестиционный проект «О модернизации и создании инфраструктуры трамвая в городе Ростове-на-Дону».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «Синара – Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону» на основе концессионного соглашения и включает подготовку проектной документации на строительство трамвайных линий протяжённостью 103,8 км (включая, строительство сопутствующей инфраструктуры, в том числе строительство 2 депо, 19 тяговых подстанций), получение положительных заключений государственной экспертизы по данной документации, последующую реализацию разработанной документации посредством выполнения строительно-монтажных работ с привлечением финансирования, эксплуатацию построенной инфраструктуры и выполнение транспортной работы. Срок реализации проекта – 25 лет. Основными участниками проекта являются Правительство Ростовской области, Администрация города Ростова-на-Дону, ООО «Синара – Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону», ВЭБ РФ. Бюджет проекта (в ценах соответствующих лет) составляет 62,04 млрд руб., включая капитальный грант (в т.ч. федеральный бюджет и региональный бюджет), средства ФНБ, банковский кредит от ВЭБ.РФ, акционерный заем)[1].

Проект рассматривался дважды на заседаниях Экспертного совета Минтранса России от 30.06.22 и 18.10.22. Отправлен повторно на доработку большинством голосов 18.10.22.

[1] https://kg-rostov.ru/news/stroitelstvo-pervoy-linii-skorostnogo-tramvaya-v-rostove-mozhet-nachatsya-v-2022-godu/

Курск

Инвестиционный проект «Создание, реконструкция и эксплуатация имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании «Городской округ «Город Курск».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «МОВИСТА РЕГИОНЫ» (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ») на основе концессионного соглашения и включает проведение реконструкции 42,5 км одиночного пути трамвайных путей, реконструкцию одного трамвайного депо, реконструкцию 8 тяговых подстанций, поставку 22 односекционных трамвайных вагонов.

Целью реализации Проекта является модернизация системы городского наземного электрического транспорта общего пользования города Курска, в том числе реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта общего пользования в городе Курске, приобретение подвижного состава — современных трамвайных вагонов.

Инвестиционная фаза Проекта реализуется в 2022–2024 гг. и предполагает реконструкцию трамвайной инфраструктуры в 2023–2024 гг., поставку подвижного состава — в 2023–2024 гг. Проект предполагает заключение концессионного соглашения на срок 25 лет. Таким образом, эксплуатационная фаза Проекта завершается в 2047 г. Инвестиционный бюджет Проекта (без учёта операционных затрат на инвестиционной стадии и расходов по привлечению финансирования) в ценах лет строительства составляет 12,4 млрд рублей[1].

Проект рассматривался дважды на заседаниях Экспертного совета Минтранса России от 09.08.22 и 31.08.22. Одобрен к реализации большинством голосов 31.08.22.

[1] https://gtrkkursk.ru/news/29666-kurske-startovalo-issledovanie-tramvaynoy-infrastruktury-ramkah-koncessii

Красноярск

Инвестиционный проект «Создание, реконструкция и эксплуатация имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании «Городской округ город Красноярск».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «МОВИСТА РЕГИОНЫ» (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ») на основе концессионного соглашения и включает строительство 30 км одиночного пути трамвайных путей, проведение реконструкции 16,0 км одиночного пути трамвайных путей, реконструкцию одного трамвайного депо, строительство и реконструкцию 9 тяговых подстанций, поставку 50 ед. двухсекционных трамвайных вагонов.

Целью реализации Проекта является модернизация системы городского наземного электрического транспорта общего пользования города Красноярска, в том числе реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта общего пользования в городе Красноярске, строительство новых путей и тяговых подстанций, а также приобретение подвижного состава — современных трамвайных вагонов.

Инвестиционная фаза Проекта реализуется в 2022–2025 гг. и предполагает реконструкцию и строительство трамвайной инфраструктуры в этот же период. Проект предполагает заключение концессионного соглашения на срок 240 месяцев со дня его подписания. Таким образом, в случае подписания в 2022 г. эксплуатационная фаза Проекта завершается в 2042 г.

Инвестиционный бюджет Проекта (без учёта операционных затрат на инвестиционной стадии и расходов по привлечению финансирования) в ценах лет строительства составляет 23,1 млрд рублей[1].

Рассмотрен на заседании Экспертного совета Министерства транспорта Российской Федерации по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации от 31.08.2022. Одобрен к реализации большинством голосов.

[1] https://24rus.ru/news/power/197528.html

Липецк

Инвестиционный проект «Обновление системы городского электротранспорта г. Липецк».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «МОВИСТА РЕГИОНЫ» (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ») на основе концессионного соглашения и включает создание, реконструкцию и эксплуатацию имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании «Городской округ город Липецк». Целью реализации Проекта является реконструкция системы наземного электрического транспорта общего пользования, в том числе реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта общего пользования в г. Липецке, приобретение подвижного состава — современных трамваев.

Данный Проект включает в себя реконструкцию, строительство трамвайных путей и их инфраструктуры, реконструкцию Депо, а также покупку подвижного состава. Общая длина трамвайных путей под реконструкцию — не более 40,8 км. Общая длина строительства новых трамвайных путей — не более 5,2 км[1].

Бюджет инвестиционного проекта «Обновление системы городского электротранспорта г. Липецк» включает в себя все затраты на инвестиционной стадии, включая капитальные вложения и необходимые дополнительные (операционные) затраты. Инвестиционная стадия Проекта: 3 года и 1 квартал (4 кв. 2022 – 4 кв. 2025). Эксплуатационная стадия Проекта: 16 лет и 3 квартала (1 кв. 2026 – 3 кв. 2042). Бюджет проекта (в ценах соответствующих лет) составляет 14,5 млрд руб., включая капитальный грант (в т.ч. федеральный бюджет и региональный бюджет), средства ФНБ, банковский кредит от ВЭБ.РФ, акционерный заем)[2].

Проект рассматривался только один раз на заседании Экспертного совета Минтранса России от 19.09.22. Одобрен единогласно всеми членами Экспертного совета Минтранса России 19.09.22.

[1] https://gorod48.ru/news/1918430/

[2] https://www.metalinfo.ru/ru/news/141251

Ярославль

Инвестиционный проект «Обновление системы городского электротранспорта г. Ярославль».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «МОВИСТА РЕГИОНЫ» (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ») на основе концессионного соглашения и включает создание, реконструкцию и эксплуатацию имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании «Городской округ город Ярославль». Целью реализации проекта является реконструкция системы наземного электрического транспорта общего пользования, в том числе реконструкция существующей инфраструктуры городского наземного электрического транспорта общего пользования в г. Ярославль, приобретение подвижного состава — современных трамваев.

Данный Проект включает в себя реконструкцию трамвайных путей и их инфраструктуры, реконструкцию 2 путепроводов, реконструкцию Депо, реконструкцию 8 тяговых подстанций, а также покупку подвижного состава. Общая длина трамвайных путей под реконструкцию — не более 45,3.

Бюджет инвестиционного проекта «Обновление системы городского электротранспорта г. Ярославль» включает в себя все затраты на инвестиционной стадии, включая капитальные вложения и необходимые дополнительные (операционные) затраты. Инвестиционная стадия Проекта: 2 года и 2 квартала (1 кв. 2023 – 2 кв. 2025). Эксплуатационная стадия Проекта: 17 лет и 2 квартал (3 кв. 2025 – 4 кв. 2042). Бюджет проекта (в ценах соответствующих лет) составляет 19,7 млрд руб., включая капитальный грант (в т.ч. федеральный бюджет и региональный бюджет), средства ФНБ, банковский кредит от ВЭБ.РФ, акционерный заем)[1].

Проект рассматривался дважды на заседаниях Экспертного совета Минтранса России от 19.09.22 и 11.10.22. Одобрен к реализации большинством голосов 11.10.22.

[1] https://regnum.ru/news/economy/3681988.html

Краснодар

Инвестиционный проект «О создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры наземного городского электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании город Краснодар Краснодарского края»

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «Синара – Городские Транспортные Решения Краснодар» на основе концессионного соглашения и включает подготовку проектной документации на строительство трамвайных линий протяжённостью 35,60 км (включая, строительство сопутствующей инфраструктуры), получение положительных заключений государственной экспертизы по данной документации, последующую реализацию разработанной документации посредством выполнения строительно-монтажных работ с привлечением финансирования, эксплуатацию построенной инфраструктуры и выполнение транспортной работы. Срок реализации проекта – 25 лет.

Объем инвестиций для реализации Проекта оценивается в размере 28,43 млрд руб. планируется профинансировать из следующих источников: ИБК (ставка 3%) и региональный бюджет – 8,68 млрд руб., ФНБ (через кредитную линию ВЭБ.РФ; ставка 5%) – 6,62 млрд руб., Кредитные средства, привлекаемые Инвестором по льготной ставке (ставка 5,65%) – 9,00 млрд руб., Акционерный заем Инвестора (ставка 12 %) – 2,88 млрд руб., Тарифная выручка – 0,37 млрд. руб., Плата концедента – 0,88 млрд. руб[1].

Проект рассматривался только один раз на заседании Экспертного совета Минтранса России от 19.09.22. Одобрен к реализации большинством голосов 19.09.22.

В ходе заседания городской думы Краснодара 20 октября 2022 года глава департамента по финансам администрации Краснодара Александр Чулков сообщил, что субсидия на приобретение трамваев в размере 1 млрд руб. будет возвращена. Вместо этой субсидии будет выделена новая, и в рамках лизинговых отношений будут приобретены троллейбусы для города Краснодара.

[1] https://kuban.rbc.ru/krasnodar/14/09/2022/631b126d9a79478b1225ade4

Саратов

Инвестиционный проект «Развитие транспортной инфраструктуры города Саратова».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «СГЭТ» на основе концессионного соглашения и включает реконструкцию существующей трамвайной инфраструктуры, а также частичное создание новых объектов (маршруты № 3,6,8,9). Данный проект является реализацией идеи «скоростного трамвая» на территории города Саратова.

Инвестиции в проект составят более 17 млрд. рублей. Срок концессионного соглашения — 25 лет, в том числе этап реконструкции — 4 года (с 2023 по 2026 годы)[1].

Проект рассматривался дважды на заседаниях Экспертного совета Минтранса России от 19.09.22 и 11.10.22. Одобрен к реализации большинством голосов 11.10.22.

[1] https://reporter64.ru/content/view/skorostnoj-tramvaj-v-saratove-elektrotransport-peredadut-v-koncessiyu-na-25-let

Южно-Сахалинск

Инвестиционный проект «Создание и эксплуатация имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск».

Проект реализуется обществом с ограниченной ответственностью «МОВИСТА РЕГИОНЫ» (ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ») на основе концессионного соглашения. Целью реализации Проекта является модернизация системы городского пассажирского транспорта общего пользования города Южно-Сахалинска в целях создания условий для эксплуатации транспортных средств с электродвигателем и снижения выбросов загрязняющих веществ на транспорте, в том числе поставку автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов), модернизацию части автотранспортного предприятия, находящегося в составе АО «Транспортная компания», для эксплуатации электробусов, и установку зарядных станций для эксплуатации электробусов.

Проект предполагает поставку 105 электробусов, поставку и установку 20 зарядных станций для ультрабыстрой зарядки электробусов (в том числе 6 — на территории автотранспортного предприятия и 20 — на конечных остановка), модернизацию Части автотранспортного предприятия, находящегося в составе АО «Транспортная компания», для эксплуатации электробусов. Инвестиционный бюджет Проекта (без учёта операционных затрат на инвестиционной стадии и расходов по привлечению финансирования) в ценах лет строительства составляет 7,4 млрд рублей[1].

Проект предполагает заключение концессионного соглашения на срок 8 лет. Таким образом, эксплуатационная фаза Проекта завершается в 2030 г.

Проект рассматривался дважды на заседаниях Экспертного совета Минтранса России от 19.09.22 и 11.10.22. Одобрен к реализации большинством голосов 11.10.22.

В октябре 2022 года Администрация города Южно-Сахалинска разместила предложение о заключении концессии на портале torgi.gov.ru, но 14 октября закупка была отменена. И. о. мэра города Южно-Сахалинска Андрей Ковальчук подписал Постановление, которое отменяет решение о возможности заключить концессионное соглашение.

[1] https://sakhalinmedia.ru/news/1252805/

Сводная таблица результатов голосования членов Экспертного совета Министерства транспорта Российской Федерации по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации рассмотрения инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в городах России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика