Научный центр безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел Российской Федерации провел очередной информационно-аналитический обзор дорожно-транспортной аварийности в РФ за шесть месяцев 2023 года. Рассмотрим подробнее в отчете статистику дорожно-транспортных происшествий, которые совершаются из-за нарушения правил дорожного движения, водителями каких транспортных средств они совершаются чаще и реже, а также рассмотрим статистику по возрасту и стажу водителей, которые управляют транспортными средствами и совершают ДТП.
Согласно статистике приведенной в обзоре, наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий (87,8%) совершается из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств. За шесть месяцев 2023 года произошло 49 417 (+3,3%) ДТП, в которых погиб 5 091 (+3,7%) человек и ранены 64 604 (+2,9%) человека. Тяжесть последствий таких ДТП составила 7,3.
Основными видами нарушений ПДД, ставших причинами ДТП, допущенных водителями ТС за 6 месяцев текущего года, являлись несоблюдение очередности проезда перекрестков (9 847 ДТП, или
19,9% от их общего количества), несоответствие скорости конкретным условиям движения (9 826 ДТП, или 19,9%). Наибольшее число погибших зафиксировано вследствие выезда на полосу встречного движения (1 643 погибших, или 32,3% от их общего числа), несоответствия скорости конкретным условиям движения (1 399, или 27,5%). Самой высокой тяжестью последствий характеризовались ДТП, которые произошли вследствие выезда на полосу встречного движения (16,4), наруений правил обгона (14,2) и превышения установленной скорости движения (12,6).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост числа погибших наблюдается из-за нарушений правил обгона (+10,4%), неправильного выбора дистанции (+8%), выезда на полосу встречного движения (+8,7%), нарушения правил проезда пешеходных переходов (+6,7%).
Восемь из десяти (80,5%, или 39 763) ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД водителями, совершены водителями легковых автомобилей. В таких ДТП погибли 4 060 (79,7%) человек и 52 857(81,8%) получили ранения. Количество ДТП увеличилось на 1%, число погибших – на 2,2%, раненых – на 1,2%. Тяжесть последствий составила 7,1.
Водителями грузовых автомобилей совершено 4 087 ДТП, что составило 8,3% от общего количества ДТП, в которых виновны водители ТС. В результате таких происшествий погибли 609 (11,9%) и ранены 5 063 (7,8%) человека. Количество ДТП увеличилось на 6,2%, число погибших – на 7,4%, раненых – на 4,1%. Тяжесть последствий составила 10,7.
По вине водителей, управляющих автобусами, совершено 3,4% (1 677) ДТП, на которые пришлось 1,5% (76) погибших и 3,9% (2 523) раненых. Количество ДТП увеличилось на 11%, число погибших – на 13,4%, раненых – на 12,3%. Тяжесть последствий составила 2,9.
На долю водителей мотоциклов пришлось 3,3% (1 626) совершенных ДТП, в которых погибли 181 (3,6%) и ранены 1 693 (2,6%) человека. Количество ДТП увеличилось на 14,7%, число погибших – на 11%, раненых – на 11,9% Тяжесть последствий составила 9,7. Из-за нарушения ПДД водителями тракторов и других самоходных механизмов совершено 102 ДТП, в них погибли 9 и ранены 123 человека. Количество ДТП и число погибших уменьшилось на 7,3 и 30,8% соответственно.
Снизились показатели аварийности по вине водителей легковых такси, количество ДТП – на 19,4% (860), число погибших – на 9,4% (29), раненых – на 19,6% (1 085). Сократилось также на 13,6% (210) количество ДТП по вине водителей транспортных средств, сдаваемых в краткосрочную аренду (каршеринга), число погибших в таких ДТП – на 47,9% (12), и раненых – на 18,4% (261).
Наибольшее количество ДТП (12 974, или 26,3%) совершено водителями возрастной группы от 30 до 40 лет. В происшествиях, совершенных данными водителями, также отмечено и наибольшее число погибших (1 422, или 27,9%) и раненых (17 114, или 26,5%). Наибольшей тяжестью последствий (7,9) характеризуются ДТП, совершенные водителями возрастной группы от 50 до 60 лет.
Рост показателей аварийности отмечен во всех возрастных группах. При этом необходимо обратить внимание на значительный рост количества ДТП (+38,9%), совершенных лицами,
управлявшими ТС и имеющими возраст менее 18 лет. Также отмечен значительный рост числа погибших (+38,5%) по вине водителей в возрасте от 18 до 21 года. Подавляющее большинство таких водителей являются малоопытными водителями.
Увеличилось количество ДТП (+4%, 3 298), совершенных водителями, имеющими стаж управления ТС менее двух лет, а также погибших в таких ДТП – на 19,9% (283). Увеличились все основные показатели аварийности по вине водителей, имеющих стаж управления ТС от 2 до 5 лет и свыше 15 лет. Как и раньше, большинство ДТП (23,5%, или 11 593) совершено водителями со стажем управления свыше 30 лет, в них погибли 1 403 (27,6%) и получили ранения 14 958 (23,2%) человек.
Сохраняется тенденция распределения тяжести последствий ДТП в зависимости от стажа водителей, виновных в совершении ДТП. По мере увеличения стажа водителей растет значение тяжести последствий, совершенных ими ДТП. Так, для начинающих водителей (со стажем управления до двух лет) величина данного показателя составила 5,8, а для водителей со стажем свыше 30 лет – 8,6.
Андрей Вячеславович Мухортиков, член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
Из приведенных данных видно, что, к сожалению, тенденция на снижение аварийности и смертности дорожно-транспортных происшествий, которая на протяжении долгого времени имелась в РФ, в этом году прервалась. Наблюдается рост по всем показателям статистики. Это закономерно: аварийность и смертность в ДТП в России снижались довольно быстро на протяжении последних десяти лет, так как в рамках государственной программы «Безопасные и качественные дороги» по поручению президента РФ, все регионы плотно взялись за повышение безопасности. Судя по всему, те простые и быстрые меры, которые можно было сделать, в многом были исчерпаны, а дальше каждый сниженный процент дается сложнее. Это и есть одна из причин повышения уровня аварийности, которые мы наблюдаем. Что нужно делать для роста безопасности? Во-первых, нужно переходить от анализа очагов аварийности, которые выводят по итогам года, к анализу по горячим следам всех случаев ДТП, где есть погибшие и раненые, где есть явные недостатки в организации движения. Это нужно для того, чтобы меру принимались сразу, а не когда очаг сформировался. Таким образом возможно предотвратить дальнейшие дорожно-транспортные происшествия. Во-вторых, необходимо проводить профилактику в большем объеме, чем сейчас это делается. И самое главное, необходимо создавать «библиотеки лучших практик» — методические пособия о том, какие меры нужно принимать, что эффективнее для разных типов дорожно-транспортных происшествий, разных типов дорог (перекрестки регулируемые и нерегулируемые, линейные участки, городские и загородные), чтобы принимающие решения в разных городах и регионах могли принимать самые эффективные меры в каждом случае.
Читать далее:
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей: статистика и профилактика