Руководитель Ространснадзора доложил Председателю Правительства о результатах деятельности ведомства по повышению безопасность работы транспортного комплекса и цифровой трансформации отрасли. Обсуждалась также организация работы территориальных отделений Ространснадзора в новых территориях.
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин:
Вы руководите службой, которая обеспечивает безопасность перевозки грузов и пассажиров на всех видах транспорта. Это и водный, и железнодорожный, автомобильный, авиационный.
Президент отмечал, что развитие транспортной инфраструктуры в регионах будет активно продолжаться, а это и новые возможности для граждан, бизнеса, и соответствующие стимулы для экономики, промышленности, социальной сферы, в целом для укрепления технологического суверенитета.
Поэтому деятельность Вашего ведомства имеет особое значение. Прежде всего по предотвращению аварий, несчастных случаев. Ведь стабильная работа нашей транспортной сферы – это залог благополучной работы всех других отраслей, это прямое влияние на смежные отрасли.
Расскажите подробнее, что делается в этом направлении.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации Виктор Басаргин:
По аварийности сегодня идёт серьёзное снижение на всех видах транспорта. Единственное, автомобильный транспорт – где‑то на уровне прошлого года, но поскольку по всем видам транспорта растёт объём и пассажирских перевозок, и грузоперевозок, удельный вес аварий, конечно, серьёзно снижается. В воздушном транспорте – на 36% (самый высокий показатель по снижению), автомобилисты – 1%, водный и железнодорожный транспорт – до 20%.
И главное, сегодня идёт снижение по погибшим в автомобильных авариях, в целом на 16%. По отдельным видам транспорта тоже. В частности, по воздушному транспорту на 30% идёт снижение. Это один из лучших показателей за последние годы.
Если говорить в целом по результатам, то идёт и снижение тяжести происшествий, повышается технологическая надёжность нашего транспорта. На этом фоне повышается безопасность транспорта.
Всё это достигается в том числе за счёт того, что мы проводим надзорные мероприятия. Хотя должен отметить, что по сравнению с 2021 годом мы в 30 с лишним раз сократили количество проверочных мероприятий.
С учётом 336-го постановления (моратория) мы планируем всего 226 контрольных мероприятий. Хотя, если говорить в целом о количестве подконтрольных субъектов и количестве категорированных объектов, то мы должны проводить порядка 30 тыс. мероприятий. Поэтому сегодня, естественно, главное – это профилактика. Этим мы серьёзно занимаемся и стараемся прежде всего при существующих объёмах перевозок обеспечить безопасность работы всего транспортного комплекса.
Виктор Басаргин также доложил о цифровой трансформации в отрасли и ее перспективах в нашей стране.
У нас две задачи в этой связи всегда стояло. С одной стороны, нам необходимо быть впереди цифровой трансформации, которая проводится на транспорте непосредственно, с другой стороны – не отстать от цифровой трансформации, которую проводит бизнес. Мы определили для себя приоритеты по этим направлениям.
Я отчитывался, что мы из всех наших услуг 8 вывели на портал госуслуг. Сегодня могу Вам доложить, что все 19 госуслуг, которые оказывает Ространснадзор, выведены на портал госуслуг. Мы для бизнеса сократили оформление документов, это вся разрешительная система, лицензии – было не более пяти дней, сейчас мы в среднем оформляем не более двух дней.
С точки зрения количества документов также серьёзные изменения произошли. Было от 6 до 14 документов – огромные папки документов оформлялись для того, чтобы получить какие‑то свидетельства, разрешения и так далее. Сегодня один документ (по международным перевозкам – там два: ещё есть гарантии, которые они предоставляют). Таким образом один документ плюс заявка на госуслуги – и в течение двух дней оформляем разрешение точно.
Мы оцифровали всё, что касается реестров, перечня транспортных компаний, перечня транспорта. Всё подготовили по вопросам, связанным с выдачей документации, при этом осуществляем взаимодействие с МВД, ФТС, службой судебных приставов, налоговой инспекцией. И сегодня выстроили информационные системы, которые отслеживают транспортные средства в режиме реального времени.
С точки зрения перспектив транспортного комплекса самые большие риски – это человеческий фактор на транспорте. Мы понимаем, что развитие транспорта будет идти по беспилотным системам. Сегодня инспектор с жезлом на дороге – это уже вчерашний день. Поэтому задача заключается в том, чтобы мы дистанционно могли контролировать транспортные потоки.