Интегрированная система пересечения государственной границы представляет собой информационную платформу, разработанную для обеспечения прозрачного мониторинга продолжительности пересечения границы транспортными средствами и эффективного анализа данных, связанных с государственным контролем.
Эта полностью отечественная разработка обеспечит автоматизированный сбор и обработку информации от систем радиационного и весогабаритного контроля, инспекционно-досмотрового комплекса, видеоаналитики, автодосмотра, электронной очереди и других устройств контроля.
В 2023 году был заключен государственный контракт на установку системы в автомобильном контрольном пункте Тагиркент-Казмаляр. Завершение установки запланировано на сентябрь 2024 года, после чего начнется стадия опытной эксплуатации системы.
Глава ФГКУ Росгранстрой Геннадий Безлобенко:
С целью сокращения временных потерь при бумажном документообороте в пункте пропуска и, как следствие, сокращения времени проведения контроля ФГКУ Росгранстрой совместно с ФТС России проводит работу по обеспечению автоматизированной передачи данных из интегрированной системы пропуска в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
Также в рамках пилотного проекта в целях проведения опытной эксплуатации автомобильный пункт пропуска Тагиркент-Казмаляр оснастили инспекционно-досмотровым комплексом портального типа – это новейшее оборудование отечественного производства, которое позволяет быстро, точно и безопасно сканировать 100 % транспортных средств и грузов в динамичном потоке и имеет техническую возможность сканировать до 120 грузовых автомобилей в час (традиционные стационарные и мобильные комплексы позволяют осуществлять контроль 4-5 автомобилей в час).
Генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика», член Общественного совета при Ространснадзоре, доктор технических наук Кириллова Алевтина Григорьевна:
Проект по реализации интегрированной системы пропуска через государственную границу, запущенный в текущем году Минтрансом России, обсуждается и прорабатывается с участниками логистического рынка и грузоотправителями, испытывающих трудности с пересечением границ, с 2019 года.
Проведена большая работа по оценке наличия/отсутствия очередей на границах, анализа причин и объемов снижения экспорта из-за низкой пропускной способности каждого пункта пропуска, проработаны механизмы формирования системы показателей и их мониторинга для анализа соответствия инфраструктуры пунктов пропуска потребностям экспорта в целях обеспечения беспрепятственного прохода грузов через границы.
Современное цифровое оборудование, средства связи и цифровые технологии, интегрированные базы данных ведомств, участвующих в проведении контрольных процедур по проходу границ – всё это должно создавать максимально удобные и комфортные условия для российского и иностранного бизнеса, для развития встречных торговых потоков и повышения конкурентоспособности и экспортно-импортных и транзитных маршрутов.
Планируемые к установке в пунктах пропуска инспекционно-досмотровые портальные комплексы представляют из себя оборудование, позволяющее осуществлять досмотр крупногабаритных транспортных средств, отличающихся высокой плотностью загрузки разными видами продукции. Такие комплексы существенно экономят время прохода границ и обеспечивают эффективное обнаружение запрещенных или контрабандных грузов.
Все операции должны быть автоматизированы, камеры на въезде в пункт пропуска фиксировать регистрационный номер автомобиля и прицепа, считывать номер контейнера, и при дальнейшем следовании через портал автоматически производится взвешивание транспортного средства, определение его габаритов, и передача информации в цифровом формате в систему транспортного контроля в соответствии с требованиями Ространснадзора.
Для прохождения таможенного контроля машина продолжает следовать через портальный комплекс, где машину и груз досматривают с помощью цифрового инспекционно-досмотрового комплекса, далее искусственный интеллект определяет соответствие фактического товара в машине заявленному в документах. Если все соответствует документам и система не выявила рисковых событий, то производится автоматическое помещение товара под процедуру транзита или выпуска товара в соответствии с заявленной процедурой.
При формате работы такой интегрированной системы пропуска через границу товаров и транспорта в формате «одного окна» будет безусловно решена задача повышения скорости перемещения грузов по российской территории, что способствует формированию в России крупных логистических узлов глобального уровня с цифровыми электронными системами ускоренных логистических сервисов.
Читать далее:
Россия и Китай развивают инфраструктуру пунктов пропуска через государственную границу