Из архива журнала «Городской транспорт» (выпуск № 12, январь 2024 г.).
Место средств индивидуальной мобильности в транспортной системе Российской Федерации уже, наверное, сложно переоценить. Мы четко понимаем, что электрические самокаты, моноколёса, сигвеи и т.п. плотно вошли в нашу жизнь, образовав вокруг себя особый социум людей, который точно нельзя запрещать, его следует только развивать. Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, кандидат технических наук Луговенко Владимир Владимирович рассказал о нормативно-правовом регулировании использования СИМ.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, кандидат технических наук Луговенко Владимир Владимирович
За 2022 год по данным Росстата автомобильным транспортом перевезено 8,31 млрд пассажиров, железнодорожным транспортом – 2,9 млрд пассажиров, водным транспортом – 0,012 млрд пассажиров, воздушным транспортом – 0,095 млрд пассажиров. При этом объем перевезенных пассажиров средствами индивидуальной мобильности по данным кикшеринговых компаний составляет приблизительно 0,3 млрд пассажиров, что уже превышает показатели перевезенных пассажиров водным и воздушным транспортом. Безусловно нельзя сопоставлять эти виды транспорта, поскольку если переводить из объема перевозок в пассажирооборот (произведение объема перевезенных пассажиров на дальность перевозки), то конечно средства индивидуальной мобильности будут иметь меньший пассажирооборот, по сравнению с водным или воздушным транспортом. Но, тем не менее, количество пассажиров, перевезенных с использованием СИМ, впечатляет, и пользователей СИМ с каждым годом становится все больше и больше.
Каждый вид транспорта имеет свои технические характеристики и свою нишу для экономически оправданной эксплуатации. На средствах индивидуальной мобильности типичная дальность сообщения составляет до 5 км, на городском наземном пассажирском транспорте общего пользования дальность поездок составляет до 20 км, на железнодорожном транспорте – до 5000 км, на водном транспорте – до 10000 км, на воздушном транспорте – до 10 000 км. Если говорить о скорости передвижения, то у СИМ скорость реализации транспортных корреспонденций уже сопоставима с автомобильным городским и наземным электрическим транспортом. Средняя скорость передвижения на СИМ составляет 12-15 км/ч, средняя скорость передвижения на городском пассажирском транспорте общего пользования составляет 17-22 км/ч. При том, что инфраструктуры для движения на велосипедах и на СИМ еще очень мало, соответственно, двигаясь в общем пешеходном потоке, переходя дорогу по пешеходному переходу (подземному, надземному), тратится время. И если развить инфраструктуру для движения на велосипедах и на средствах индивидуальной мобильности, то средняя скорость движения на СИМ и на городском наземном пассажирском транспорте общего пользования будут вполне сопоставимыми. Останется только такой фактор, как дальность перемещения, который, наверно, будет определяющим в выборе передвижения.
Стоит отметить, что лицо, которое использует СИМ – это бывший пассажир, пешеход, который более эффективно хочет использовать свое время, бывший водитель транспортного средства либо бывший велосипедист. За счет появления нового вида транспорта и желания его использовать, появляется дополнительная дельта, прирост общей подвижности. Происходит увеличение мобильности, которое связано не с перетеканием ее из других видов передвижения, а исключительно за счет генерации новых транспортных потребностей людей.
Почему необходимо развивать СИМ? Первое – это экономия затрат времени. Усредненная оценка показывает, что при движении из дома на работу с использованием СИМ можно сэкономить в среднем до 15 минут. Если рассчитать, что так будет происходить дважды в день (из дома на работу и обратно), а также 5 дней в неделю, 250 дней в году, получится колоссальная экономия времени. Если эту цифру разделить на среднюю продолжительность жизни, можно получить значительную экономию человеческого ресурса.
Второе – это экономия материальных и финансовых ресурсов. Средний вес человека – 75 кг, средний вес самоката – 30 кг. Один человек может перемещаться на самокате массой 30 кг. Средний вес автомобиля составляет 1800 кг, среднее наполнение автомобиля – 1,4 пассажира. Таким образом, если привести к одному знаменателю, то можно увидеть существенную экономию материальных ресурсов, которые необходимы для перемещения одного человека. Произвести 1,8 тонн материала или 30 кг – большая разница, сколько нужно добыть руды, металла, нефти, для того чтобы произвести изделие массой до двух тонн.
Более того, происходит экономия территориальных ресурсов. Существует такое понятие, как «динамический габарит» — фактическое расстояние от края корпуса автомобиля до условного препятствия. Длина транспортного средства в среднем составляет 5 метров, ширина – 1,6 метров, но ширина полосы для его движения составляет от 3 до 3,75 метров. При движении с разной скоростью динамический габарит разный. Чем выше скорость движения транспортного средства, тем больше динамический габарит. В среднем при скорости 50-60 км динамический габарит составляет 50 метров. Если умножить 3,25 на 50 метров, то получим площадь 162,5 кв. м, которая требуется для того, чтобы один автомобиль передвигался. Чтобы построить автомобильную дорогу с нагрузкой до 11 тонн, нужны значительные финансовые затраты. Таким образом, построить инфраструктуру для передвижения одного человека на СИМ (при общей массе 120 кг) значительно дешевле, чем построить инфраструктуру для передвижения на автомобиле, не говоря уже об экологии при ее оценке, начиная от производства самого автомобиля, его утилизации, а также учитывая количество выбрасываемых им парниковых газов и загрязняющих веществ.
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ. В частности, в них четко определено, где, в каком возрасте, на каких видах СИМ может находиться лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности. Казалось бы, все уже сделано, но это только начало начал. Этого недостаточно, чтобы новый вид транспорта полноценно вошел в нашу жизнь. Появление СИМ, как вида транспорта, порождает необходимость полноценного регулирования и установления норм в иных нормативно-правовых актах РФ. В Минтрансе составлен план мероприятий для внедрения СИМ в полноценную транспортную систему, который был утвержден 11 октября 2023 года.
На выходе мы получили дорожную карту, которая состоит из 8 блоков. Первый блок — это как раз то, чего нам сейчас не хватает. В данном блоке было решено установить ответственность за управление СИМ в состоянии опьянения, создание помех в движении пешеходов, нарушение правил использования инфраструктуры при движении СИМ, оставление места ДТП и превышение скорости движения.
Второе, что необходимо сделать — это внести дополнительные изменения в Правила дорожного движения. Даже сейчас, несмотря на то что с 1 марта появились правила, мы понимаем, что еще нужно поправить. В дорожной карте как раз определены примерные направления того, что нужно внести в ПДД для более четких правил использования средств индивидуальной мобильности на инфраструктуре.
Мы видим это как отдельные статьи в законе об организации дорожного движения, которые решают целый ряд задач. Начиная от регистрации, которая нужна для того, чтобы понимать на каком виде СИМ перемещается конкретный его пользователь. Таким образом, у пользователей СИМ не возникнет желание нарушать правила. Сейчас в отсутствие должного контроля происходят негативные случаи с СИМ, которые отрицательно влияют на восприятие данного вида транспорта.
Самое сложное, что нас ожидает — это выстроить законодательную правильную политику в сфере СИМ. Должны быть внесены точечные изменения в действующие нормативно-правовые акты, в части:
- Обеспечения учета СИМ при проведении мониторинга дорожного движения на территориях муниципальных образований для оценки состояния дорожного движения и эффективности его организации;
- Определения дополнительных оснований и (или) параметров актуализации программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов и поселений для целей развития инфраструктуры для СИМ и велосипедов;
- Корректировки методических рекомендаций определения параметров дорожного движения;
- Установления требований к документации по организации дорожного движения по развитию использования СИМ и обустройства инфраструктуры.
Должны быть скорректированы акты технического регулирования, внесены изменения в национальные стандарты и нормативно-технические документы, в части:
- Определения технических средств организации дорожного движения, обозначающих обособленную инфраструктуру для СИМ, и правила их применения;
- Установления параметров обособленной инфраструктуры для СИМ;
- Установления характеристики инфраструктуры для СИМ при градостроительной деятельности;
- Установления мест обустройства инфраструктуры для СИМ;
- Установления параметров определения оптимального количества и плотности парковок (парковочных мест) для хранения и стоянки СИМ;
- Установления требований к формированию инфраструктуры для СИМ.
Также должна вестись работа органов власти субъектов РФ по интеграции средств индивидуальной мобильности в единую городскую систему, региональную систему. Это то, что коллеги в субъектах РФ должны выстроить на местах на основании нормативно-правовых актов федерального значения и реализовать у себя. На мой взгляд, самая быстрая победа — это строительство велоинфраструктуры. Стоимость строительства велодорожки существенно ниже, чем строительство автомобильной дороги. Более того, можно даже при позволяющей площади выделить часть тротуара или часть проезжей части, переобозначить полосы для движения автомобилей, уменьшив их ширину. Таким образом, все участники дорожного движения будут довольны, автомобилисты будут довольны тем, что дороги станут более разгруженными, часть пассажиров общественного транспорта пересядет на СИМ, тем самым высвободится место в салонах транспорта общего пользования, пешеходы будут довольны тем, что смогут спокойно передвигаться по тротуарам, зная, что лица, управляющие СИМ, передвигаются только на отдельной обособленной полосе.
Также важно обеспечить ведение статистики ДТП, участниками которых стали лица, использующие при перемещении СИМ., Такая статистика должна предусматривать учет СИМ в форме федерального статистического наблюдения о ДТП, сбор данных о ДТП с участием СИМ; развитие микромобильности в части корректировки Постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а именно распространения земельного законодательства на сооружения и (или) временные конструкции, предназначенные для организации стоянки и (или) хранения (нахождения) СИМ.
Один из мощнейших блоков — это образовательная и просветительская деятельность по правилам использования СИМ. Культура поведения закладывается в детском саду, школе. Если изначально правильно заложить информацию, то уже не нужна никакая административная ответственность. Правильное вложение восприятия и уважение к другим участникам дорожного движения — это колоссальный эффект, а он закладывается именно на стадии образования. И, конечно, мониторинг развития использования СИМ — это наш блок, который мы должны постоянно мониторить совместно с субъектами РФ. Это планы внедрения той или иной нормативной документации на региональном уровне. Мы должны получать обратную связь и понимать, что ещё необходимо поправить в законодательстве, чтобы было ещё лучше.
Необходимо, чтобы все виды транспорта, все участники дорожного движения ощущали безопасность. Наша задача — сделать безопасное и комфортное передвижение для всех участников дорожного движения при имплементации СИМ в единую транспортную систему Российской Федерации.
Читать далее: