Беспилотные горизонты России: от логистики до «дронономики»

На полях ПМЭФ-2025 прошли оживленные тематические сессии, посвященные перспективам беспилотных технологий: «Беспилотные горизонты: единый путь к автономному будущему» и «Миллионы беспилотников на земле, воде и в воздухе: стратегия технологического лидерства России в мире».

Объединение усилий ведущих технологических компаний России открывает перспективу создания единого «цифрового бесшовного неба». Этот инновационный подход позволит широко внедрять беспилотные системы в различных сферах, а также реализовать технологические резервы, направленные на повышение автономности воздушного, водного и наземного транспорта. Схожесть сценариев применения, технологий навигации, связи и управления, а также требований к космической инфраструктуре создает благоприятные условия для интеграции беспилотных систем различных типов в единое цифровое пространство, открывая новые возможности для развития экономики и повышения качества жизни.

Заместитель Руководителя Администрации Президента России Максим Орешкин особо выделил первоочередную задачу по решению логистических проблем. В этом контексте необходимо переосмыслить подход к роли Минтранса, расширив сферу его полномочий до Министерства транспорта – логистики, сосредоточив усилия на внедрении технологий и создании правильной регуляторной базы.

Все технологические решения должны быть направлены на повышение комфорта жизни граждан независимо от их места проживания. Доступ к товарам, услугам и мобильности должен быть одинаково высоким для всех жителей нашей страны. Использование платформ, искусственного интеллекта, автономных систем и других технологических решений должно быть комплексным и оперативным. Главная цель – сделать жизнь россиян более удобной, комфортной и качественной за счет внедрения современных технологий в логистику и транспортную инфраструктуру.

Заместитель Руководителя Администрации Президента России Максим Орешкин:

Автономность, искусственный интеллект, космические системы – все это важнейшие элементы конструкции современной логистики. Необходимо использовать технологические решения, чтобы дать ощутимый эффект для экономики, для страны, для жизни конкретного человека в виде повышения комфорта, мобильности и доступности товаров и услуг здесь и сейчас. Это критично важно.

Логистическая задача и ее решение с применением новых технологических решений — это одна из ключевых историй, особенно для нашей страны. Учитывая наши расстояния и распределенность расселения, мы видим, что современные логистические решения делают производство гораздо более эффективным и результативным на всей территории страны. Поэтому решение логистической задачи, на мой взгляд, должно стать ключевой задачей Министерства транспорта и логистики, включая имплементацию новых технологических решений и создание правильной регуляторики. Нам предстоит изменить множество нормативных актов, касающихся работы автономных систем на дорогах, на воде и в воздухе, включая беспилотные летательные аппараты.

Сейчас, говоря о беспилотных летательных аппаратах, мы в основном вспоминаем их использование в качестве оружия войны и угрозы. Необходимо больше говорить о позитивном использовании этой технологии и о том, как ограничить возможные негативные последствия и риски, при этом обеспечивая большой позитивный эффект. В нашей стране повсеместно есть автомобильные дороги, позволяющие перевозить товары. Однако, зачастую перевозка по воздуху или через реку в соседний регион может быть гораздо более эффективной с применением беспилотных летательных аппаратов. Необходимо развивать и последовательно внедрять эту технологию, интегрируя решения на основе искусственного интеллекта, платформизации и всего остального, чтобы поставить ее на службу конкретному человеку и сделать жизнь каждого россиянина, независимо от места проживания, более комфортной.

Наша цель – обеспечить доступность товаров и услуг с большей мобильностью, чтобы расстояния не препятствовали качественной жизни. Это задача, которую предстоит решать всем нам.

По поручению Президента России ведется работа по расчету национального рейтинга «дронификации» субъектов Российской Федерации Его цель – мотивировать регионы создавать условия для развития рынка и услуг беспилотных авиационных систем. Расчет рейтинга выполняет Федеральный центр беспилотных авиационных систем, созданный Правительством Москвы совместно с НТИ и Минпромторгом.

Результаты пилотного расчета представил заместитель Министра промышленности и торговли Василий Шпак. В работе приняли участие 47 регионов. Методологически он оценивается по двум направлениям, пяти группам и 25 показателям: возможности развития (готовность региона к эксплуатации беспилотных авиационных систем: инфраструктура, кадры, ресурсы, открытость неба), а также потенциал и результаты применения (готовность сценариев использования и реализация потенциала рынка). В тройке лидеров по интегральной оценке – Калужская и Рязанская области, Башкортостан.

Заместитель Министра транспорта Андрей Никитин считает необходимым придерживаться принципа «разумного регулирования»:

Важно не допустить избыточного регулирования, чтобы не тормозить развитие отраслей. Не стоит создавать лишние барьеры или излишне усложнять процессы получения разрешений, действуя по принципу «поливать то, что растет» – поддерживать те направления, которые демонстрируют развитие и спрос.

Горизонт применения беспилотных технологий достаточно широкий. Что касается их развития в транспортной инфраструктуре, здесь можно выделить Москву и Санкт-Петербург – эти регионы создают беспилотные системы мирового уровня, которыми можно гордиться.

Специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков предположил формирование в будущем такого термина как «дронономика»:

За последние три года «небо» изменилось технологически в 10 раз быстрее, чем «земля» и «вода». Поколения технологий меняются с невероятной скоростью, что требует новых подходов и решений.

Основные направления развития отрасли беспилотных авиационных систем: быстрее – повышение скорости принятия решений через развитие искусственного интеллекта; выше – увеличение высоты полетов, включая выход на уровень ближнего космоса; дальше – улучшение емкости батарей для увеличения дальности полётов.

Читать далее:

Ространснадзор и ГУУ подписали соглашение о подготовке специалистов для транспортной отрасли на ПМЭФ-2025

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика