Научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта 95 лет!

3 октября в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ) прошли торжественные мероприятия по случаю 95-летия учреждения.

В разные периоды в НИИАТ трудилась целая плеяда выдающихся ученых, сформировавших авторитетную научную школу. Сегодня, продолжая традиции, в стенах НИИАТ работают высококвалифицированные специалисты, среди которых доктора и кандидаты наук. Наличие уникальной отраслевой библиотеки демонстрирует бережное отношение сотрудников к историческому наследию и преемственность поколений.

В актовом зале собрались сотрудники НИИАТ, ветераны института, партнеры, представители науки, Министерства транспорта, транспортных компаний, профсоюзов и общественных объединений. С основным докладом выступил директор НИИАТ, Валерий Викторович Машков.

Директор НИИАТ, Валерий Викторович Машков:

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить 95 лет со дня основания Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Это не просто дата в календаре, это свидетельство огромного пути, пройденного институтом. Пути, неразрывно связанного с историей нашей страны, развитием автомобильной промышленности, судьбами людей, посвятивших себя этой отрасли, и ее научному обеспечению. История НИИАТ уходит корнями в 20-е годы прошлого века. В 1924 году в Ленинграде было создано научное институтское бюро.

Именно оно стало первой организацией, заложившей основы науки об автомобильном транспорте в Советском Союзе. Уже через год бюро вошло в состав центрального управления местным транспортом. И вскоре началась череда реорганизаций, отражавших грандиозные задачи, стоявшие перед молодой страной. Строились дороги, создавались первые крупные заводы, появлялась массовая отечественная автомобильная техника. Все это требовало научного сопровождения. Ключевым рубежом стал 1930 год, когда был образован Центральный институт автомобильного транспорта – ЦИАТ.

Эту дату мы по праву считаем началом истории нашего НИИ. ЦИАТ сразу стал отраслевой организацией союзного масштаба. Уже тогда у института было семь республиканских филиалов. По сути, вся страна была охвачена сетью научных подразделений нашего института. В штате работали 165 человек. Именно они начали формировать фундамент транспортной науки страны. 

Были разработаны стандарты, обеспечивающие эффективную эксплуатацию автомобильного транспорта, его техническое обслуживание и ремонт. Формировались требования и разрабатывались проекты перспективных автомобилей. Были созданы нормативы по расходованию топлива и смазочных материалов, методики по безопасности движения на дорогах страны. Среди трудов тех лет – основополагающие работы в области автомобильных перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, диспетчеризации на транспорте, первых автомобилей на альтернативном топливе, повышения квалификации и мастерства водителей на тренажерах. В 1939 году институт получил новое название: Центральный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта – ЦНИИАТ. В годы Великой Отечественной войны институт работал на фронт. Автотранспорт был кровеносной системой армии, доставлял оружие, боеприпасы, продовольствие.

Ученые и инженеры института помогали решать задачи эксплуатации техники в экстремальных условиях, занимались вопросами экономии топлива и ремонта, организации перевозок. Это был вклад в победу, о котором мы никогда не забудем. После войны институт стал ведущим центром исследований в масштабах всей страны. В 50-е годы были открыты филиалы, экспериментальные площадки, вычислительный центр, бюро внедрения новой техники. Фактически институт стал головным научным объединением всей автотранспортной отрасли Советского Союза.

В 60-е и 70-е годы здесь разрабатывались передовые подходы к эксплуатации автотранспорта, методики повышения безопасности движения, вопросы организации перевозок. В институте трудились выдающиеся ученые: Яков Голдберг, Дмитрий Великанов, Дмитрий Рубец, Лев Бронштейн и многие-многие другие. Благодаря их работам институт приобрел репутацию центра, к мнению которого прислушивались во всем Советском Союзе. А сами ученые и их труды и сегодня остаются основой развития научной мысли. В 80-е годы в институте работало более тысячи человек.

Были филиалы в Ленинграде, Ульяновске, Иркутске, Краснодаре. Это был расцвет отраслевой науки. НИИАТ решал задачи в масштабах всей страны. После 1991 года изменилась страна, изменился и институт. В 1998 году он стал федеральным государственным унитарным предприятием, а в 2006 году – открытым акционерным обществом. Несмотря на трудности переходного периода, институт сохранил научный потенциал и нашел новые ниши. С начала 2000-х институт стал главным разработчиком нормативных документов в сфере эксплуатации автомобильного транспорта.

На наших методиках и стандартах и сегодня основана работа всей транспортной отрасли.

Поздравление институту с юбилеем направил Министр транспорта Андрей Никитин. Глава Минтранса подчеркнул, что НИИАТ по праву считается национальным достоянием автомобильной отрасли.

Министр транспорта Андрей Никитин:

Уже в 30-е годы прошлого века сотрудники института закладывали научный фундамент транспортной системы страны, разрабатывая основополагающие документы – например, стандарты на автомобильное топливо и на пересечения дорог на одном уровне. За десятилетия плодотворной работы организация не только сохранила, но и преумножила свой интеллектуальный потенциал, став признанным лидером отраслевой науки и стратегическим партнером Минтранса России.

Участие в праздновании принял заместитель Министра транспорта Алексей Шило. Он поздравил коллектив института с праздником и вручил ведомственные награды Минтранса России.

Заместитель Министра транспорта Алексей Шило:

Ваши разработки вносят огромный вклад в безопасность дорожного движения, развитие логистики, внедрение цифровых технологий и решений, направленных на экологическую безопасность. Вы формируюте практики, на которые опираются специалисты в сфере автомобильного транспорта, – подчеркнул Алексей Шило. – Особая благодарность и признательность – ветеранам Института – тем, кто закладывал его традиции и фундамент. Ваша мудрость, опыт и преданность делу – бесценное достояние коллектива.

Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ломакин Владимир Владимирович:

Знаю, что здесь поднимались важные вопросы, и это свидетельствует о значимости вашей организации. Вы не просто существуете, вы – гордость отрасли, опора для тех, кто в ней трудится. Я полностью согласен со всем, что было сказано, и искренне вас поздравляю.

Особенно хотел бы выделить три аспекта, которые мне кажутся наиболее ценными. Во-первых, образование научного центра в 1930 году стало логическим завершением формирования отрасли автомобильного транспорта. Одновременно с этим был создан институт МАДИ, и таким образом, мы получили целостную систему, определяющую развитие экономики.

Наш профсоюз тоже берет свои корни из далекого прошлого. В 1920 году, несмотря на тяжелейшую ситуацию в стране, на втором съезде профсоюза было принято решение о развитии муниципального транспорта. И сегодня эта традиция остается для нас актуальной: развитие транспортных предприятий определяет достойные условия труда и заработную плату для работников. С этих позиций мы оцениваем и текущую ситуацию в автомобильном транспорте.

Формирование отрасли завершилось в 1976 году утверждением профессионального праздника – Дня работников автомобильного транспорта. Это стало справедливым признанием заслуг людей, работающих на транспорте. Все решения, которые вы принимали на протяжении многих лет, были направлены не только на развитие экономики и транспорта, но и, прежде всего, на благо людей, пользующихся транспортом и работающих в нем. В этом заключается вторая важная деталь – ваше влияние на развитие общества. И третье, на чем я хотел бы акцентировать внимание, это то, что за всеми разработками, исследованиями и справочниками НИИАТ стоят конкретные люди – те, кто работают и работали в этих стенах, кто создавал историю института и автомобильного транспорта в целом.

Всем вам огромное спасибо за ваш труд, за то, что вы вкладываете в свою работу душу. Сегодня, когда формируется принципиально новая транспортная система, ваш опыт и профессионализм особенно востребованы. Необходимо определить место самозанятых, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в общей системе транспортного обслуживания населения. Ваше научное видение должно сыграть ключевую роль в политике развития автомобильного транспорта, и мы на вас рассчитываем. Кроме того, остро стоит вопрос повышения пенсионного возраста, в то время как многие водители не дорабатывают до 65 лет. Необходимо снижать пенсионный возраст для этой категории работников. Мы обращаемся в соответствующие инстанции, но пока не находим поддержки из-за недостатка данных. Просим научные силы обратить внимание на эту проблему и провести необходимые исследования, чтобы защитить социальные права людей. Поздравляю вас всех!

Член Координационного Совета, Председатель комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Фахретдинов Сергей Баянович:

НИИАТ – это вот такое интеллектуальное сердце, которое бьется, наполняет нашу страну теми инновациями, изменениями законодательства, нормативными актами, интеллектуальными транспортными системами, всем, что сейчас происходит с беспилотным транспортом.

Поздравляем вас всех! Желаем, конечно, новых фундаментальных научных прорывов, прежде всего.

В заключении для собравшихся гостей и сотрудников НИИАТ был организован праздничный концерт, где выступили известные исполнители со своими вокальными номерами.

Читать далее:

Валерий Машков (НИИАТ) о необходимости синхронизации целей автомобильной промышленности с государственными стратегиями

🔹 Поделиться ВКонтакте
🔹 Поделиться в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика