В аналитическом центре при Правительстве РФ 25 и 26 ноября 2025 года состоялся третий Всероссийский речной форум-выставка. Второй день форума был сфокусирован на перспективах развития инфраструктуры для водного туризма и пассажирских перевозок. Дискуссия проходила на борту новейшего электросудна «Стрельна», созданного в рамках проекта «Москва 2.0». Это судно, представляющее собой модернизированную версию популярнейшего советского прогулочного теплохода «Р-51», служит наглядной иллюстрацией перемен, происходящих в сфере речного пассажирского транспорта и продвигаемых компанией «ВодоходЪ. Пассажирский порт».
«Стрельна» входит в число 50 судов предприятия, среди которых 35 — на электродвижении. Как сообщил генеральный директор судоходной компании Юрий Куликов, их востребованность и эффективность ярко демонстрируют результаты работы — свыше 2 млн перевезенных пассажиров по итогам навигации 2025 года.
Генеральный директор судоходной компании «ВодоходЪ. Пассажирский порт» Юрий Куликов:
В 2021 году Правительство Москвы заключило с АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт» 15-летний контракт полного жизненного цикла о выполнении функций оператора речных пассажирских электросудов (РПЭ). Визитной карточкой компании в столице стали электроходы проекта «Синичка» пассажировместимостью 50 человек. Сейчас эксплуатируется уже вторая версия этих судов, в которой при тех же габаритах аккумуляторного отсека удалось вдвое увеличить емкость батарей. Это позволяет работать полный рабочий день практически без подзарядки. Восполнение энергии производится на причалах-зарядках мощностью 600 кВт.

В декабре текущего года в Москве планируем запустить четвертый регулярный маршрут, который соединит причалы «Киевский» и «Лужники», где сейчас устанавливают очередную зарядную остановку.

Параллельно компания развивает другие проекты. В Красноярске, Нижнем Новгороде и Перми работают «Экокруизеры», в строительство запущены семь новых гибридных судов типа «Москва 2.0». Их ключевое преимущество — возможность работы как от аккумуляторов, так и от дизельных генераторов, что позволяет свободно перегонять их между регионами без привязки к зарядной инфраструктуре. Поставки новых судов запланированы на 2026-2027 гг. Параллельно ведется разработка перспективного электрохода «Фонтанка 2.0» для регионов с малым пассажиропотоком и реками с небольшой глубиной.
Электросуда — это наша новая реальность, в которой мы уже живём, и которая себя очень хорошо показывает.
Директор блока «Активы ВЭБа: новые решения» госкорпорации «ВЭБ.РФ» Дарья Чигарёва представила проект редевелопмента территории бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в Иркутской области.

По поручению президента РФ, после банкротства БЦБК в 2013 году и передачи территории предприятия ВЭБу, начались работы по демонтажу промышленных объектов и комплексному переосмыслению территории площадью более 1000 гектаров.
Новая концепция развития призвана диверсифицировать экономику Байкальска, создать новые рабочие места и раскрыть уникальный туристический потенциал города, который сочетает горнолыжный курорт «Соболиная» и береговую линию Байкала.

Читать далее:
III Всероссийский форум «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста»

