В настоящее время появилось и появляется множество нововведений, которые способствуют кардинальному изменению транспортной отрасли Российской Федерации. О том, какие нововведения появились в транспортной отрасли России, какие технологии необходимо внедрять в ближайшее время в российских городах, какие остаются проблемные вопросы, мы узнали у руководителя ГК «Эскорт» Антона Туркина.
«По всей России время от времени выделяют некие Пилотные зоны для запуска какого-либо объекта. Так, например, по всему Татарстану активно внедрялись Табло прибытия. Москва, как столица нашей страны на шаг впереди ,там была установлена еще в 2015 году первая умная остановка в России , уже сейчас, там появилось их достаточно большое количество. Умная остановка – интерактивная остановка, которая повышает уровень безопасности при ожидании общественного транспорта и качество информированности пассажиров ,а также дополнена такими возможностями ,как USB- зарядка для телефона ,Wi-Fi . Уровень Безопасности повышается засчет видеонаблюдения и оснащением остановки кнопкой тревожного вызова. Такая оборудованная остановка информирует пассажиров о времени прибытия того или иного вида общественного транспорта. Также предусмотрено звуковое информирование для людей с ограниченными возможностями. На данный момент такие остановки уже есть в Санкт- Петербурге, Нижнем Новгороде, Белгороде и ряде др. городов.
Следующее нововведение — это система ADAS: система которая контролирует опасное сближение с впередиидущей машиной, выход за пределы полосы движения, усталость водителя, появление пешехода перед транспортным средством, система позволяет снизить аварийность на общественном транспорте. Соответственно в случае возникновения аварии это несет определенные расходы, страховые выплаты. Некоторые страховые компании дают льготную страховку для общественного транспорта, если на нем установлена данная система. Вероятность попадания ТС в ДТП значительно снижается.
Еще одно нововведение умный автобус – система построена на базе ГЛОНАСС/GPS –мониторинга и также имеет видеонаблюдение салона, водителя. Такое оборудование нужно для безопасности т.е. это точный разбор аварийных ситуаций в случае их возникновения, также разбор спорных ситуаций, возникающих в салоне общественного транспорта. И просто безопасность для пассажиров. Также автобусы оснащаются системой подсчета пассажиропотока. Это очень важная система, которая позволяет оптимизировать загрузку на линии т.е. выход автобусов на линию: в пиковые часы их количество увеличивается, в меньшую загрузку уменьшается. Благодаря такой системе наносится меньший урон экологии, а также разумная эксплуатация транспорта, его более рациональное использование».
Законодательная база
«Существует два основных документа – это достаточно давний Приказ №285 Министерства транспорта РФ «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов», который соответственно и придал ускорение развитию этих технологий. И Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 153 “Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS” . Также нельзя не отметить мониторинг контроля топлива, благодаря которому существенно экономятся ресурсы перевозчика».
Новые способы оплаты
«Уже давно перешли на транспортные карты, в связи с этим значительно повысилась собираемость оплаты за проезд. Применение транспортной карты очень удобно не только для пассажиров, но и для кондукторов».
Интеллектуальная транспортная система
«Можно отметить, что в умных городах на вновь закладываемых дорогах вставляются специальные датчики в дорожное полотно, которые контролируют загрузку-трафик на этом участке дороги. Соответственно эти все данные затем объединяются. Они собираются со многих датчиков и также перемешиваются с данными, которые собираются по другим параметрам и исходя из этого можно выстраивать правильные маршруты для общественного транспорта. В конечном итоге вся эта интеллектуальная транспортная система должна в себе агрегировать поток данных от подвижного транспорта, поток данных от транспортной системы: дорог , светофоров где как правильно, где рациональней раньше включить зеленый сигнал, чтобы не создавать затор потому что с этой стороны в это время едет больше, а с другой едет чуть поменьше машин. Пока в России успешных проектов, где множественные источники данных объединялись бы в одну огромную, а самое главное эффективную интеллектуальную транспортную систему мы не встречали. По нашим данным, успешных проектов в этом направлении нет, но все к этому идет.
С технологией по видеонаблюдению на транспорте, технологией ADAS — технологии по интеллектуальной транспортной системе становятся намного более доступны, соответственно, это влечет к большему тиражированию. И также более простому входу на этот рынок и по прогнозам, большие города как минимум уже года через 2 смогут похвастаться действительно полноценной интеллектуальной транспортной системой. Саморегулируемой на базе искусственного интеллекта без участия людей, чтобы эти множественные источники данных не обрабатывались людьми, которые просто могут запутаться и неправильно спрогнозировать что-либо».
Нововведения для пассажиров
«Хочется выделить мобильные приложения, которые позволяют точно рассчитать время на маршруте. Если это умный автобус, то он может выдавать без проблем данные о своем местоположении. Сейчас очень много мобильных приложений, которые берут эти данные и рассчитывают маршруты, и также если нет умной остановки или табло, через мобильное приложение происходит информирование, где какой маршрут, когда он приедет, как быстро он окажется в том месте, где ты находишься в данный момент. Необходимо внедрять информационные табло на остановках и в самом общественном транспорте. Оно там как минимум может служить не только по своей прямой функции – информировать по маршруту движения, но и быть рекламной площадкой, служить также для объявления важных событий, информировать о тех или иных мероприятиях».
Какие еще технологии необходимо внедрять в российских городах
«Если мы говорим о больших данных, получаемых с объектов, которые передвигаются, т.е. это общественный транспорт, нам как минимум необходимо начать с того, чтобы было 100-процентное 4G покрытие, ну а в идеале, как можно быстрее преступили к покрытию 5G ,чтобы те видеопотоки, которые мы сейчас получаем с автобусов, с какой-то инфраструктурной системы , они были просто намного более доступны для нас и для систем, которые их используют. Естественно очень важно, если на транспорте уровень внедрения подобными системами типа ГЛОНАСС, автоинформатор, видеонаблюдение уже достаточно большой, т.е. это как бы практически обязательные к применению системы, то транспортная система дороги, придорожная инфраструктура, они еще мало оцифрованы. Там устанавливается достаточно мало датчиков. Например, покрытие теми же самыми дорожными метеостанциями ничтожно мало, что приводит к тому, что на какие-то участки дороги может выезжать ненужное количество снегоуборочной техники или же на каком- то участке будет обледенение дороги, которое просто будет опасно. Т.е. это снижение безопасности для пассажиров».
Самым проблемный вопрос в этой области
«Это участие регулятора в этом процессе. Нужны какие-то стандарты, которых будут придерживаться все игроки на этом рынке и пока, к сожалению, каждый делает, как умеет, и делает то, что делает. Хотелось бы, чтобы если и не вмешивался регулятор, то хотя бы были какие -то стандарты. И не просто были прописаны на бумаге, а действительно контролировались. Иногда приходится сталкиваться с тем, что кто- то ради галочки сделал так, чтобы просто от перевозчика отстали регулятор или проверяющие органы, а в конечном итоге это никак не улучшает безопасность пассажиров или улучшает транспортную обстановку на дороге. Например, как было 20 автобусов на маршруте, где 8 людей на весь период времени, так и остается. Потому что в большинстве случаев подобные вещи делаются ради галочки. Хотелось бы, чтобы это перешло в какое-то конструктивное русло и чтобы не система существовала ради системы, а система функционировала ради результата».