Журнал «Городской транспорт» представляет аналитический обзор основных показателей функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования по состоянию на конец 2021 г. и на август 2023 г. в городах России. В прошлом выпуске журнала был представлен анализ стоимости проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования по состоянию на май 2023 года.
В августе 2023 года по просьбе редакции журнала «Городской транспорт» сетевым изданием «Центр дорожной информации» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 50434 от 04.07.2012) были сформированы и направлены в 314 городов Российской Федерации запросы о предоставлении данных об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования по состоянию на август текущего года. В результате были получены ответы из 216 городов Российской Федерации. Полученная информация была обработана и сведена в единую базу данных. На основе предварительного и первичного анализа собранной информации об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования по состоянию на август текущего года и конец 2021 года в городах России можно сделать следующие выводы.
Динамика изменения доли подвижного состава, работающего на городских маршрутах регулярных перевозок
По сравнению с концом 2021 г. по состоянию на август 2023 г. процентное соотношение структуры подвижного состава практически не изменилось. Автобусы продолжают быть наиболее используемым видом городского пассажирского транспорта общего пользования в городах России. На рисунке 1 представлены диаграммы распределения доли подвижного состава, работающего на городских маршрутах регулярных перевозок, по видам транспорта по состоянию на конец 2021 года и на август текущего года.
Наибольшую долю автобусов составляют автобусы малого и особо малого класса. Тем не менее по сравнению с концом 2021 года доля автобусов данного класса уменьшилась на 13,77 процентных пункта. На второй позиции по использованию находятся автобусы большого класса. Их доля увеличилась на 11,75 процентных пункта по сравнению с концом 2021 года. Доля автобусов среднего класса уменьшилась, но всего с 23,27% до 21,04%. Наименее используемым классом автобуса является особо большой. По сравнению с концом 2021 г. (0,57%) его доля составляет 4,82% по состоянию на август 2023 г. На рисунке 2 представлена диаграмма распределения доли автобусов по классам по состоянию на конец 2021 г. и на август 2023 г.
Динамика изменения количества и видов маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования
В большинстве городов Российской Федерации функционируют маршруты регулярных перевозок, обслуживаемые автобусами, троллейбусами и трамваями. Кроме того, все маршруты регулярных перевозок можно разделить на маршруты, работающие по регулируемому тарифу, и маршруты, работающие по нерегулируемому тарифу.
Процентное соотношение муниципальных маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования по состоянию на август 2023 г. изменилось несильно по сравнению с концом 2022 г. Диаграммы распределения доли муниципальных маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, работающего на линии, в разрезе различных видов транспорта по состоянию на конец 2022 г. и на август 2023 г. представлены на рисунке 3.
Незначительные изменения наблюдаются во всех представленных выше маршрутах. По состоянию на август 2023 г. по сравнению с концом 2022 г. количество автобусных маршрутов уменьшилось на 0,11 процентных пункта, троллейбусных – на 0,10 процентных пункта, а трамвайных маршрутов, наоборот, увеличилось на 0,20 процентных пункта.
Небольшие изменения произошли в доли автобусных маршрутов, действующих по регулируемому тарифу, и маршрутов, действующих по нерегулируемому тарифу. Маршрутов, действующих по регулируемому тарифу, стало больше на 2,49 процентных пункта. Маршрутов, действующих по нерегулируемому тарифу, наоборот, стало меньше на 2,60 процентных пункта.
Динамика изменения экологического класса автобусов, работающих на маршрутах регулярных перевозок
Из всего количества подвижного cостава, работающего на автобусных маршрутах регулярных перевозок в городах России, ответивших на наш запрос, по состоянию на август 2023 г. 0,05% — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-0, 0,09% — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-1, 2,71% — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-2, 9,97% — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-3, 27,51% — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-4, 55,29 — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-5, 0,002% — это автобусы, соответствующие экологическому классу ЕВРО-6, и 4,38% — это автобусы, неопределенного класса по ПТС. На рисунке 4 представлена диаграмма распределения доли автобусов по экологическим классам по состоянию на конец 2021 г. и на август 2023 г.
По состоянию на август 2023 г. в городах Российской Федерации доли автобусов экологического класса изменились существенно по сравнению с концом 2021 г.
Остановочные пункты городского пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта общего пользования
Информация об остановочных пунктах городского пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта общего пользования есть не во всех городах. Остановочные пункты, оборудованные павильонами, присутствуют в 194 городах. В 177 городах есть остановочные пункты, имеющие заездной карман. На рисунке 5 представлена диаграмма распределения количества остановочных пунктов по категориям по состоянию на август 2023 г.
Остановочных пунктов, оборудованных павильонами, больше на 40,53%. Наибольшее количество остановочных пунктов приходится на г. Москва (10 994 шт.), наименьшее — в г. Сунжа (10 шт.). Наибольшее количество остановочных пунктов, оборудованных павильонами, наблюдается в г. Москва (10 994 шт.), наименьшее — в г. Гудермес (1 шт.). Остановочных пунктов, имеющих заездной карман, больше всего наблюдается в г. Омск (930шт.), меньше всего — в г. Усолье-Сибирское и г. Черкесск (5 шт.).
Динамика изменения протяженности улично-дорожной сети (УДС), по которой проложены маршруты городского пассажирского транспорта общего пользования
Основываясь на ответах, полученных из запроса, можно сделать вывод, что не все отличают понятия «протяжённость улично-дорожной сети» и «протяжённость маршрутов». Напомним, что протяжённость маршрутов — сумма длин маршрута в каждом из направлений движения. Протяжённость улично-дорожной сети, по которой проложены маршруты городского пассажирского транспорта общего пользования, — длина дорог и улиц населённого пункта, по которым осуществляется движение ГПТОП.
В некоторых городах протяжённость улично-дорожной сети, по которой проложены маршруты ГПТОП, либо равна протяжённости маршрутов ГПТОП, либо в 2 раза меньше. Это говорит о том, что, вероятнее всего, был неправильно понят смысл запрашиваемых показателей и была посчитана только протяжённость маршрутов ГПТОП. При дальнейшем рассмотрении протяжённости УДС данные города учитываться не будут.
Суммарная протяжённость УДС в 135 городах России по состоянию на август текущего года составляет 33 980,35 км. На рисунке 6 представлены диаграммы распределения доли протяжённости улично-дорожной сети в разрезе видов ГПТОП в конце 2021 г. и в августе 2023 г.
Доля участков УДС, по которым проходят автобусные и трамвайные маршруты, сократилась на 0,80 и 0,41 процентных пункта соответственно. Для троллейбусных маршрутов этот показатель, наоборот, увеличился на 1,21 процентных пункта.
Динамика изменения протяженности маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования
В 2023 г. в 212 городах России общая протяженность маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования составляет 192 651,25 км. На рисунке 7 представлена диаграмма изменения доли протяженности маршрутов в разрезе видов ГПТОП в конце 2021 г. и в августе 2023 г.
В августе 2023 г. доли протяженности маршрутов ГПТОП практически не изменились по сравнению с 2021 г. Данные показатели возросли у автобусных и трамвайных маршрутов, уменьшились у троллейбусных маршрутов и линий метро.
Читать далее: