Технологические прорывы в транспортной отрасли обсудили 15 мая 2024 года в Москве на выставке-форуме «Россия». Минтранс, Минпромторг и представители бизнеса поговорили о развитии транспорта в рамках реализации новых национальных проектов.
Спикеры рассказали о цифровизации и технологическом лидерстве как основе развития транспортной отрасли и экономики страны, цифровых инструментах для развития городского и общественного транспорта, цифровой инфраструктуре для достижения технологического суверенитета в транспортной отрасли, развитии беспилотных технологий на транспорте.
Кроме того, участники мероприятия обсудили технологическое развитие транспортной отрасли в рамках реализации новых национальных проектов в течение ближайших шести лет.
Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, открывая сессию, отметила главные цифровые проекты последних лет:
На мой взгляд, это государственная система электронных перевозочных документов, которая станет базисом для создания больших национальных платформ. И второй проект – это беспилотный транспорт во всех средах: автомобильной, водной, авиационной. Это наше будущее.
Заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал о новых транспортных цифровых технологиях, без которых сейчас уже сложно представить себе жизнь:
Развитие транспорта и логистики невозможно без цифровых технологий. Это уже очевидно. Думаю, никто уже не покупает билеты, не ездит в кассу вокзала, не покупает за наличные, не берет бумажные квитки, чтобы положить в карман, не оплачивает наличными проезд в городском транспорте, не передает кондуктору деньги. Мы даже продукты домой заказываем через курьера, в магазин не ходим. Машины люди перестали покупать, потому что есть каршеринг, а впереди еще и «беспилотие». Оно развивается на всех видах транспорта.
Дмитрий Баканов особо отметил вклад ряда российских компаний в развитие беспилотных пассажирских перевозок.
Более 30 млн километров проехали беспилотные такси по «Иннополису», Москве, «Сириусу». Водителя уже пересадили с основного места на пассажирское, в перспективе его вовсе не будет в салоне. Менее года назад были запущены грузовые беспилотники, это был особый вызов, транспортное средство – отечественное, иностранные вендоры отказались работать с нами. Начинали с трех «КАМАЗов», сейчас их уже пятнадцать. Работают два оператора. Ждём остальных участников.
Кроме того, он рассказал о системной работе по развитию и интеграции в единое воздушное пространство беспилотных авиационных систем, что ускорит их внедрение в различные сектора экономики. На сегодняшний день к учету принято около 100 тыс. единиц. За последний год выполнено более 175 тыс. полетных заданий.
Этим летом на Московском центральном кольце (МЦК) появятся беспилотные «Ласточки». Машинист будет только следить за работой системы управления. Следующий шаг в 2026 году – запуск поезда без человека в кабине. Удаленно машинист-оператор сможет контролировать работу сразу двух беспилотных «Ласточек», а в перспективе и четырех.
Что касается водного транспорта, то в декабре 2023 года на линии Усть-Луга – Балтийск запущено движение двух морских автономных судов: «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский».
В продолжение темы Дмитрий Баканов рассказал об отечественных программных разработках.
Мы бы не были полноценным регулятором, если бы в 2022 году в условиях беспрецедентного санкционного давления не предоставили основным игрокам отрасли возможность перейти на отечественное программное обеспечение. Первой ласточкой стал переход на отечественные системы бронирования авиабилетов. На сегодняшний день оформлено около 150 млн билетов. Второй проект в этой сфере – Авиационная сервисная платформа, которая позволяет передавать телеграфные авиасообщения. Решение использует 56 аэропортов, 12 российских и 13 иностранных перевозчиков. С момента ее запуска обработано более 70 млн сообщений.
Среди удачных отечественных технологий он также упомянул системы управления перевозками, на которые переходит железная дорога: АСУ «Экспресс» позволяет покупать билеты, ЭТРАН дает возможность обмениваться электронными перевозочными документами.
С конца 2022 года работает «Портал субсидированных перевозок», который позволяет в онлайн-режиме оформлять льготные и субсидированные билеты льготным категориям пассажиров: молодежи, инвалидам и сопровождающим, многодетным родителям, участникам Специальной военной операции и их семьям. С использованием ПСП было продано уже почти 1,5 млн льготных авиабилетов. Технологию планируется расширить на все виды транспорта.
С 1 марта 2023 года появилась возможность в электронном виде оформить путевой лист (ЭПЛ), без которого автобус или такси не может выйти в рейс. Использовать ЭПЛ можно с другим цифровым сервисом – дистанционным предрейсовым контролем водителя. В сентябре 2023 года начала работу ФГИС «Такси». Впервые за 20 лет произошел кардинальный пересмотр правового регулирования этой сферы автоперевозок. Запущено 12 государственных услуг, самыми массовыми из них являются выдача, приостановка и продление лицензий. Подано и обработано более 75,5 тыс. заявлений.
В мероприятии принял участие директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович:
В своём выступлении Дмитрий Баканов отдельно отметил тему развития цифровых платформ, цифровых технологий пассажирской логистики.
Он сказал, что в данный момент правительством Российской Федерации и, в частности, основным регулятором Министерства транспорта, цифровизация пассажирской логистики происходит по четырем направлениям.
Первое направление — это создание системы мониторинга работы электрического транспорта. В первую очередь это связано с состоянием инфраструктуры городского электрического транспорта, в том числе рельсового транспорта, его хозяйства, подвижного состава, депо и иной инфраструктуры, которые на 100% являются муниципальными или государственными предприятиями, и это позволяет оценивать потенциальные текущие субсидии, а также объемы поддержки государства и муниципалитетов.
Второе направление — это контроль за оплатой перевозок и субсидированием перевозок для льготных категорий граждан различного уровня, как федеральных, так и региональных. На это тоже тратятся значительные средства из бюджетов с федерального и регионального бюджетов, и поэтому нужно создавать качественные системы контроля, основанные на сборе и анализе большого массива цифровых данных о перемещении льготных категорий граждан на транспорте общего пользования, в первую очередь в городских агломерациях.
Третье направление — это навигация и мониторинг движения всего подвижного состава, работающего на регулярных маршрутах, особенно внутри городских агломераций. И развитие этих технологий в системы, в различные приложения для пользователей, в частности для пассажиров. Развитие систем навигации и передачи информации о положении транспортных средств на остановочные пункты и мобильные терминалы, смартфоны через сервисные приложения, помогающие людям устраивать свой маршрут и наиболее удобно пользоваться общественным транспортом.
Четвертое направление — это контроль за межрегиональными перевозками, в которых на сегодняшний день присутствует большое количество нелегальных перевозчиков и неконтролируемых перевозчиков. Это большая всесторонняя задача, которая требуют цифровизации, введения единых реестров и маршрутов на межрегиональных сообщениях, в первую очередь на автомобильном транспорте.
Также в своей речи заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал о своих любимых проектах, которые он курировал и реализовывал, будучи на посту заместителя министра транспорта. Это «Портал субсидированных перевозок» пилотного коридора Москва-Питер, проект создания цифровой системы оформления авиационных билетов, в замену импортных аналогов, присутствующих на территории Российской Федерации долгое время, а также проект ФГИС «Такси».
Читать далее: