Цифровизация как современный подход обеспечения качественных и безопасных перевозок в Республике Татарстан

С докладом «Цифровизация как современный подход обеспечения качественных и безопасных перевозок. Опыт Республики Татарстан» выступил на конференции «Современные подходы и решения в планировании устойчивых городских транспортных систем» Марат Нагимович Хисамутдинов, и.о. заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Марат Нагимович поделился опытом Республики Татарстан, города Казани. Спикер отметил, что географическое положение Республики играет ключевую роль в транспортных связях восточной и европейской частей России, а также в коммуникации с другими странами.
Татарстан имеет развитую дорожную сеть протяженностью более 40 тыс.км. В настоящее время в активной фазе строительства находятся платные высокоскоростные автомагистрали федерального значения — это Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) — Шали (Чеченская Республика) и Трасса М-12 «Восток», соединяющие Москву, Казань и Екатеринбург. Данные дороги станут частями международного транспортного коридора Западный Китай — Европа. 

Наряду с автомобильными дорогами ключевую роль в развитии Республики Татарстан играют железные дороги. Общая протяженность железнодорожных линий РТ составляет 1889 км.

Ежегодно пригородным железнодорожным транспортом перевозится более 6 миллионов пассажиров. Маршрутная сеть пригородного железнодорожного транспорта состоит из 124 маршрутов на которых задействовано 38 составов и 13 рельсовых автобусов. В целях улучшения качества обслуживания пассажиров маршрутная сеть активно развивается. В 2022-2023 годах открыты новые пригородные маршруты, связывающие Республику Татарстан с соседними регионами, такими как Нижний Новгород, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Ульяновск.

Спикер также отметил водный транспорт, который активно развивается в Республике и привел данные, что протяженность внутренних водных путей составляет 1057км. На данный момент в Татарстане 11 дебаркадеров (прим. ред. Дебаркадер представляет собой плавучую пристань, причальное сооружение в виде стоечного судна или понтон для причаливания к ним судов) и 7 причалов. Существует 10 маршрутов в пригородном сообщении и 13 теплоходов задействованы в регулярных перевозках. Также имеется 2 паромные переправы и 4 ледовые переправы.

Водный транспорт доступен на основных реках — Волга, Кама, Вятка и Белая. Республика занимает узловое место между бассейнами этих четырех рек. В целях улучшения качества обслуживания населения с 2022 года продажи билетов, отправляющихся с Казанского пассажирского порта осуществляются через систему онлайн оплаты билетов. И за 9 месяцев навигации 2023 года в пригородном сообщении перевезено более 330 тыс. пассажиров. Увеличение по сравнению с предыдущим периодом 2022 года составило 32 %.

Отмечены были и другие виды транспорта, которые не менее популярны в Республике. Воздушный транспорт Республики Татарстан на данный момент осуществляет 84 направления, в том числе 59 внутренних и 25 международных рейсов. На территории Татарстан расположены 3 аэропорта — это Международный аэропорт «Казань», Аэропорт «Бегишево» и Аэропорт «Бугульма». В Республике также представлено 5 региональных авиакомпаний. За 9 месяцев 2023 года аэропортами РТ обслужено 4,5 млн.пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года наблюдается рост в 32%.

Несмотря на значительные показатели выше указанного транспорта, основная доля всех пассажирских перевозок на территории Республики Татарстан традиционно приходится на автомобильный электрический транспорт. В пассажирских перевозках участвуют 1689 автобусов, которые обслуживают 801 маршрут и более 500 единиц электрического транспорта. Электрический транспорт эксплуатируется в крупных городах — это Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и Альметьевск. Система пассажирских перевозок на территории РФ у нас ежегодно продолжает развиваться и Татарстан не стал исключением. Основной вектор развития на государственном уровне сейчас направлен на внедрение цифровых решений в транспортную отрасль. Цифра вошла во все сферы транспорта РТ, но самое явное ее присутствие ощущается  на общественном транспорте. Эти решения положительно сказываются как на качестве перевозок пассажиров, так и на их безопасности. На территории РТ применяется или находится, на стадии пилотного испытания, большое количество разнообразных аппаратно-программных комплексов и систем. 

Наиболее распространенное решение, реализованное на всей территории РФ, но играющее одну из ключевых ролей в управлении транспортной отрасли — это система ГЛОНАСС. В настоящее время, весь общественный транспорт Республики Татарстан оснащен бортовыми навигационными оборудованиями ГЛОНАСС. На базе навигационных данных ведется круглосуточная диспетчеризация транспорта и передача информации о работе общественного транспорта населения через общедоступные информационные платформы, включая Яндекс.Карты, 2ГИС и другие республиканские ресурсы. Особое внимание в Республике уделено мониторингу и диспетчеризации данных транспорта, осуществляющего перевозку детей. Таких средств зарегистрировано более двух тысяч.

Обеспечение безопасности пассажиров от внештатных ситуаций осуществляется с помощью систем видеонаблюдения в салонах подвижного состава. На данный момент оснащено 100% всего подвижного состава и планируется внедрение видео аналитики за состоянием водителя. Также оснащено 100% всего используемого подвижного состава системой безналичной оплаты и планируется внедрение оплаты по биометрии в метро города Казани.

Уровень оснащенности общественного транспорта указанными системами является базовым показателем цифровой зрелости региона. В Республике Татарстан данные показатели выполнены на 100%.

По ссылке можно ознакомиться с презентацией спикера Цифровизация как современный подход обеспечения качественных и безопасных перевозок. Опыт Республики Татарстан

Читать далее:

Вопросы планирования городских транспортных систем в контексте федеральной и региональной транспортных политик. Часть 3

Вопросы планирования городских транспортных систем в контексте федеральной и региональной транспортных политик. Часть 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика