О сложностях перевода и опыте эксплуатации новой системы городского общественного транспорта на примере Новокузнецка рассказал на конференции «Современные подходы и решения в планировании устойчивых городских транспортных систем»
Денис Владимирович Новохацкий, руководитель Проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка.
Порядка 99% городов нашей страны оценивают качество своего общественного транспорта по одному показателю — «работает, никто не жалуется и хорошо». В 2018 году Новокузнецк стал одним из первых городов в стране, который перешел на новую систему работы городского общественного транспорта. Транспортная реформа у нас произошла 8 ноября 2020 года. За 3 года можно отметить, что она по праву считается одной из самых радикальных. Автобусные перевозки перешли на новую оптимизированную маршрутную сеть всего лишь за одни сутки. Город также ставил перед собой задачу дать возможность для развития городского электротранспорта, поскольку мы сохранили и трамваи, и троллейбусы. Был произведен полный переход на регулируемый тариф.
В Новокузнецких перевозках необходимо отметить несколько принципиальных факторов, которые отличают их транспортную работу. Это то, что срок действия контрактов у них на 10 лет. Из 19 контрактов — все 19 были заключены на десять лет. Из требований к подвижному составу — это абсолютно новые автобусы не старше 1 года. Также важным условием по контракту являются — бескондукторная система и распространение всех льгот по оплате проезда на все маршруты.
В Кузбасе абсолютно каждый пенсионер и предпенсионер имеет право с понедельника по четверг пользоваться абсолютно бесплатно общественным транспортом.
Новокузнецк решились на брутто-систему в общественном транспорте, но только на автобусных перевозках. Не смотря на долгую подготовку им не удалось обеспечить полноценный выпуск на линию всего подвижного состава. До начала 2021 года транспортная реформа в Новокузнецке сопровождалась различными скандалами в СМИ, но потом шум вокруг реформы утих, потому что итогом стало то, что транспортная реформа начала исполняться с декабря на 100%.
Мы начали оперативно вносить корректировки в графики движения, в трассировку маршрутов, расписание и так далее. Таким образом первый-второй кварталы муниципальный заказчик в лице Центральной диспетчерской службы сформировали единого оператора. В том числе и на основании обращения граждан мы проработали ряд изменений, который поспособствовал улучшению восприятия населением проведенной реформы.
В Новокузнецке за 3 года транспортной реформы по программе «Чистый воздух» на сумму 3,5 млрд. рублей приобретено 38 новых троллейбусов производства УТТЗ (г. Уфа) и 41 новый трамвай производства АО УКВЗ (г. Усть-Катав). Это в процентном соотношении — 95% и 45% обновления парка соответственно.
Контракт по брутто-контрактам показал значительный кассовый разрыв по плановым сборам на линии и фактическим в первые месяцы. После детального изучения и анализа проблемы выяснилось, что причиной этому стал человеческий фактор.
Люди привыкли, что к ним всегда подходил кондуктор и не хотели подходить к валидатору для оплаты, а водитель, на которого возложена обязанность по сбору налички, до этого 20 лет просто рулил своим автобусом и не готов был что-то менять в своей работе. После чего в городе появилась масштабная акция по борьбе с зайцами. В Новокузнецке есть даже заячий катафалк, на котором ездят наши контроллеры. 20 контрольно-ревизионных групп ежедневно проверяют каждый третий автобус.
Проблема нехватки кадров также не обошла стороной Новокузнецк. Это угольный регион и большое количество шахт находятся вдали от города, соответственно всех работников возит вахтовый автобус. Водителям вахтовых автобусов подняли зарплаты и большое количество водителей автобусов стали уходить туда, так как это гораздо проще и легче.
Сегодня в городе, где по плану должно быть на линии 700 водителей автобусов, не хватает 170 водителей автобусов, а также 40 водителей троллейбусов при выпуске в 35 единиц, 60 водителей трамваев. При этом транспортные предприятия ведут действительно активную работу по подбору и обучению новых сотрудников.
Решением главы города есть специальный набор только для женщин, которые хотят выучиться на категорию D. Этих женщин город обучает за свой счет, а потом передает в транспортное предприятие и они работают.
Существуют и проблемы парка, такие как недостаток резерва, отсутствие комплектующих, медленный ремонт, частые поломки и ДТП, запрет со исполнения, невозможность индексировать оплату работы и ежедневный срыв 25% рейсов.
Стратегия действий города это развитие собственных перевозчиков, увеличение доли в городских перевозках, участие в федеральных программах, разработка единой системы ГОТ Южно-Кузбасской агломерации.
Читать далее: