Светлана Викторовна Гусар, вице-президент некоммерческой организации «Национальный союз страховщиков ответственности», член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, рассказывает об изменении количества перевозчиков в 2022 году, среднем возрасте и количестве транспортных средств, распределении регионов по среднему возрасту подвижного состава автобусов, количестве страховых случаев по данным Национального союза страховщиков ответственности за период с 2013 по 2022 гг.
За период с 2010 по 2021 гг. по данным Министерства транспорта Российской Федерации наблюдается снижение объемов перевезенных пассажиров всеми видами пассажирского транспорта общего пользования за исключением воздушного (в основном, вертолетами) и железнодорожного транспорта. Также следует отметить, что в перевозках всеми видами транспорта заметно резкое снижение объема перевезенных пассажиров в 2020 году в период действия введенных ограничений, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Однако уже в 2021 году ситуация стабилизируется, и рост пассажиропотока в целом по всем видам транспорта составляет 11,11% (рис. 1).
По данным Росстата пассажиропоток в 2022 году продолжил увеличиваться. Так за 5 месяцев 2022 года количество перевезенных пассажиров возросло относительно аналогичного периода 2021 года на 1% (рис. 2). Наибольшее количество всех перевозимых пассажиров в Российской Федерации приходится на долю автобусных перевозок. И учитывая, что в сегменте автобусных перевозок наблюдается прирост в 1%, в итоге именно эта доля оказала решающее значение в общем приросте объемов пассажирских перевозок.
Почти десять лет назад — 1 января 2013 года — вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон). Закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП) при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом, а также устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Одновременно с вступлением в силу Закона была запущена информационная система Национального союза страховщиков ответственности (НССО).
Требования законодательства таковы, что все страховые компании, работающие на этом рынке, обязаны передавать в информационную систему НССО сведения о заключаемых договорах страхования и убытках. За 10 лет в информационной системе накоплены данные о всех заключенных договорах, о подвижном составе, осуществляющем пассажирские перевозки, о произошедших авариях и количестве пассажиров, которым был причинен вред при перевозке. Эти данные позволяют анализировать не только страховую статистику, но и общую статистику по пассажирскому транспорту. Так, по данным НССО за последние 8 месяцев наибольший рост количества перевозчиков наблюдается в морских перевозках (16%), а количество автобусных перевозчиков сократилось на 8%. В целом по рынку за этот период количество перевозчиков, страхующих свою ответственность, сократилось на 7%, из них 25% прекратили свою хозяйственную деятельность и снялись с налогового учета. Наибольшее влияние на сокращение количества перевозчиков оказало изменение в автомобильном секторе. Так количество автомобильных транспортных средств, включенных в договоры ОСГОП, в 2022 г. сократилось на 5% по сравнению с 2021 г., и составило 262 350 ед. (рис. 3).
По данным НССО наибольшее количество транспортных средств в 2022 г. представлено в сегменте автомобильных перевозок – 145 538 ед., наименьшее количество – в сегменте морских перевозок – 994 ед. Также на основании данных, содержащихся в информационной системе НССО, можно оценить средний возраст подвижного состава каждой застрахованной организации в разрезе каждого вида транспорта, а также посмотреть этот показатель в целом по рынку. Так, средний возраст трамваев по данным НССО за 2022 год составляет 26,9 лет, троллейбусов – 14,8 лет, автобусов – 7,9 лет (рис. 4).
Кроме анализа в целом по рынку интересно выглядят показатели в разрезе субъектов. Есть регионы, где средний возраст парка автобусов заметно превышает 10 лет, при среднем возрасте автотранспорта по России 7,9 лет. Лидером по среднему возрасту автопарка является Республика Калмыкия (рис. 5).
Всего с 2013 года по данным НССО было заявлено более 22,5 тыс. происшествий на транспорте общего пользования, которые повлекли за собой обращения в страховые организации. В этих авариях погибло 924 человека, более 25,4 тыс. человек получили вред здоровью, более чем у 1,3 тыс. пассажиров пострадало имущество (рис. 6).
С 2013 года наибольшее количество событий, попадающих под действие Закона, произошло с пассажирами при их перевозке городскими автобусами — 10 801 ед., пригородными автобусами – 3111 ед. и междугородными автобусами – 2 197 ед. Среднее количество потерпевших в одной аварии может существенно отличаться в зависимости от вида транспорта и вида перевозки. Наиболее безопасными видами транспорта, по данным страховой статистики, являются внутренний туристический водный транспорт, троллейбус и трамвай. Для этих видов транспорта среднее количество потерпевших в одной аварии не более 1,09. (рис. 7).
Другим показателем, характеризующим безопасность, является количество потерпевших из 1 млн перевезенных пассажиров. Автомобильный транспорт находится на третьем месте со значением данного показателя в среднем — 0,3 и примерно совпадает с риском для пассажиров ЖД транспорта – 0,25. Но при этом соотношение погибших и раненых для автобусного транспорта несоизмеримо выше (на 1 погибшего приходится в среднем 28 раненых пассажиров), в то время как для железнодорожного транспорта это соотношение существенно лучше (рис. 8).
Наиболее же безопасным видом транспорта по обоим этим показателям является перевозка трамваями.