Счетная палата заявила, что строительство в России скоростной автотрассы, Европа – Западный Китай, существенно отклонилось от первоначальных сроков ее реализации. По соглашению правительств государств ШОС строительство трассы должно было завершиться не позднее 2020 года. Эта трасса одна из самых масштабных инфраструктурных проектов века, сравнимого по своей значимости со строительством Транссиба – автотрасса соединит Россию, Китай и Европу.
Председатель функционального отделения«Транспортное строительство» Российской академии транспорта Владимир Викторович Рудометкин высказал ряд предположений, почему Россия отстала от графика и задерживает сдачу проекта в срок. «Задержки в создании международного коридора можно связать с несколькими пересмотрами решений по трассированию дороги в 2016–2019 годах. Так, комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года предполагал строительство новой трассы Москва — Казань, но минэкономразвития летом 2019 года предложило отказаться от строительства новой трассы и реконструировать дорогу М7 «Волга». Трасса, безусловно, нужна, если мы говорим обо всем участке. Когда этот участок начинают делить — теряется весь смысл. Например, в трассе Москва-Казнь нет необходимости, дорога на поезде занимает 6 часов, кто предпочитает не тратить свое время, может воспользоваться авиатранспортом и добраться за 2 часа. Если мы говорим про отрезок Москва-Пекин, то он нужен, Россия получает транзит от грузов».
Неоднозначные комментарии вызвала и финансовая сторона проекта. «Перенос сроков строительства приведет к росту стоимости проекта на уровень инфляции» — подчеркнул Владимир Викторович Рудометкин. В целом маршрут проходит сквозь девять областей Российской Федерации и частные инвесторы озабочены стоимостью автотрассы. Директор лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры Юрий Пономарев, так же выразил опасения: «Учитывая, что автотрассу предполагается построить полностью за счет частных средств, очевидно, что для бюджета этот проект выгоден. Но как эти частные средства потом отдавать? Какой будет поток, какова окупаемость – это все большие вопросы».