В среду 28 февраля 2024 года при поддержке Российской академии транспорта состоялось шестое заседание сезона 2023/24 г. специализированного семинара «Фундаментальные и прикладные проблемы развития автомобильно-дорожного комплекса России» под руководством вице-президента РАН, академика Валерия Васильевича Козлова. Семинар состоялся в здании Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, 64, аудитория С31. Значительная часть постоянных участников семинара традиционно подключилась к обсуждению в режиме видео-конференц-связи.
Заседание семинара было посвящено обсуждению доклада к.т.н. Вадима Валериановича Донченко, председателя НТС Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта на тему: «Современные подходы к планированию устойчивых транспортных систем». В мероприятии также приняли участие заведующая кафедрой Высшей математики МАДИ Яшина Марина Викторовна и член Общественного совета Ространснадзора, главный редактор Агентства транспортной информации, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович.
В своем докладе Вадим Валерианович поделился уникальными подходами, которые позволят эффективно сократить пробки на дорогах. Сегодня уже наблюдается значительный спрос на моделирование и использование математического аппарата в этой области. Отточенный исследовательский метод, основанный на математическом анализе и моделировании, позволяет прогнозировать и эффективно управлять транспортным потоком, что помогает минимизировать заторы и обеспечить плавное движение автотранспорта. Эти инновационные подходы, представленные Вадимом Валериановичем, являются революционными в сфере дорожного движения и будут отличным вкладом в развитие транспортной инфраструктуры.
к.т.н. Вадим Валерианович Донченко, председатель НТС Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта:
Последние катаклизмы в коммунальных сетях, с которыми столкнулись во многих городах, наводит на аналогию. Транспорт является так же как и многие другие системы — сетевой коммунальной структурой и естественно спрос на любые сетевые услуги не должен превышать их пропускную способность. Если спрос превышает, то начинаются все катаклизмы в транспортной системе — аварийность, заторы, выбросы и так далее. С точки зрения транспорта необходима транспортная экспертиза строительных проектов и решений.
Планирование транспортных систем играет важную роль в области пространственного планирования. Оно имеет долгую историю развития, начиная с послевоенного периода, когда планирование дорожной сети стало первым шагом. За 60 лет существования транспортного планирования — оно оправдало свои инвестиции.
Вадим Валерианович так же отметил необходимость трансформации городской транспортной политики. Он подчеркнул, что сейчас необходимо радикальное изменение фокуса городской транспортной политики, а существующая парадигма транспортной политики касательно увеличения мобильности не верна.
В ходе доклада были рассмотрены парадоксы взаимоотношения мобильности и доступности. Внимание участников сфокусировалось на анализе этой сложной связи и выявлении ее противоречивости.
Все должны иметь одинаковый доступ к услугам транспорта.
Все отрицательные последствия связаны с использованием автотранспорта. Если бы транспортные средства не перемещались, мы избежали бы экологических, социальных и экономических проблем. Понятие устойчивости направлено на математическое понимание. Цель состоит в том, чтобы обеспечить транспортировку и передвижение, не нарушая основные экологические, социальные и экономические факторы. Но в последнее время возник еще и четвертый столп — институциональная устойчивость.
Есть прогнозы, что к 2030 году число ежедневных поездок на работу в городах возрастет в 20-40%, а Международный транспортный форум дает оценку, что к 2050 году объемы транспортного спроса увеличатся в 2 раза. В этой ситуации, существования видимых транспортных проблем, рождается очевидное решение. Заторы? Значит надо строить дороги. Плохо работает транспорт? Надо купить автобусы, построить автовокзалы и проложить новые маршруты. Решения связаны с увеличением предложения, пропускной, провозной способности. Это всё дорогостоящие решения. И вот этот подход у нас и других стран в приоритете. С ростом объемов движения все больше появляется понимание, что необходимо менять акценты. Следующий этап транспортного планирования и политики — это поддержка любого общественного транспорта. То есть стало важно не само обеспечение движения транспорта, а обеспечение движения людей.
Сейчас доступность — первоочередная задача в области транспортной политики. Основная цель состоит в том, чтобы обеспечить широкий доступ к транспортным средствам и улучшить транспортную инфраструктуру для всех граждан. Участие государства и частного сектора является неотъемлемой частью этой стратегии. Мероприятия направлены на создание условий для удобства перемещения и снижение проблем с транспортом, таких как перегруженность дорог и недостаток общественного транспорта. Использование новых технологий и инноваций позволяет разработать устойчивые и удовлетворяющие потребности населения транспортные системы. Этот подход в области транспортной политики способствует развитию городов и обеспечивает гражданам доступность и свободу перемещений.
Читать далее: