На Форуме «Интеллектуальные транспортные системы России» в Президент-Отеле, в зале «Киноконцертный», 19 сентября 2024 года прошла сессия «Пассажирские перевозки: комфорт, качество, безопасность».
Модератором сессии стал Блудян Норайр Оганесович, доктор технических наук, профессор, председатель правления и директор Ассоциации «ТАМА», научный руководитель ОАО «НИИАТ», председатель Комиссии Общественного совета при Минтрансе России по вопросам цифровой мультимодальной пассажирской мобильности, заместитель председателя Комитета по транспорту ТПП РФ.
В ходе сессии рассмотрели следующие важнейшие темы:
- Цифровые инициативы в сфере пассажирских перевозок;
- Технологии безопасности – передовые решения и системы;
- Развитие цифровых технологий в городском транспорте;
- Интеллектуальные системы общественного транспорта;
- «Умный» городской транспорт как элемент системы «Умный город»;
- Развитие мобильных приложений и услуг.
С приветственным словом и заглавной речью выступил Тен Сергей Юрьевич, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, председатель межфракционной рабочей группы «Байкал».
На мероприятие были приглашены и выступили с докладами Богут И. А., заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс», Лоран Б. О., первый заместитель председателя Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации, Игнатенко Е. И., руководитель проектов ООО «ТраффикДэйта», Янков К. В., председатель МОО «Союз пассажиров», Якимов М. Р., директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», Эрдман К. В., директор Ассоциации операторов микромобильности, и Сёмкин А. Н., президент Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».
Якимов Михаил Ростиславович, директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта»:
20 лет назад, когда речь заходила о городском транспорте, следующее слово всегда было «пробки». Все примерно представляли, что проблема кроется в светофорах: нужно просто продлить зелёный сигнал, и всё будет в порядке. Или, возможно, заменить светофор или контроллер. Так люди и поступали: покупали, пробовали, иногда это помогало, иногда нет. Постепенно начали думать о необходимости координации: от отдельных светофоров перейти к узлам и объектам. Вспомнили о диаграммах транспортного потока, углубились в науку, затем пришли к инструментам управления транспортным спросом, начали использовать программы микромоделирования и транспортного планирования.
Теперь, пройдя определённый образовательный путь, все понимают, что дело не только в светофорах, а в распределении поездок, транспортном спросе, системах моделирования — в технологиях, способных улучшить нашу жизнь. Пройдя этот круг, снова говорим о городском транспорте, но уже не о пробках, проблемы которых во многом решены. Сейчас ключевые слова — автобус и трамвай. Похоже, мы находимся на том же пути, что и 20 лет назад, купив что-то (оборудование, оснащение оборудования) пытаемся решить задачи общественного транспорта.
Хочется подчеркнуть роль науки. Мы, возможно, недооцениваем роль науки. Такие передовые города как Тверь и Казань уже не такие и передовые. Проблема уже не в подвижном составе, а в нехватке водителей, невозможности выхода на линии, отказах перевозчиков. Если вновь обратиться к науке и поставить перед ней задачу, что нам необходимо для улучшения планирования работы общественного транспорта в городе, задач окажется немного. Первая важная задача — определить базовый вид транспорта: метро или не метро, что явно зависит от площади города и количества жителей.
Следующая задача — такая же задача поиска коридоров для транспорта большой провозной способности. Это задача размещения, для которой существуют алгоритмы. Я думаю, что разработчики программного обеспечения, которых здесь много, позднее создадут программные продукты, которые будут использоваться всем во благо.
После того, как мы определили базовый вид транспорта, нужно определить количество маршрутов. Если в городе есть два маршрута или двести — это тоже задача оптимизации, зависящая от плотности и количества жителей в городе. Это интересная задача, и, вероятно, можно заказать разработку такой методики у Росавтотранса, чтобы затем создать программные продукты для помощи проектировщикам и разработчикам маршрутных сетей.
После этого возникает другая, уже комбинаторная задача поиска оптимального маршрута из поля транспортного спроса. Алгоритмических инструментов существует достаточно, все они имеют математическое обоснование. Решение комбинаторной задачи постройки одного маршрута вполне осуществимо.
Те, кто представлены на выставке, производители IT-технологий, воплотят это всё в программные продукты. После создания одного маршрута возникает новая задача — построение маршрутной сети и определение интервалов движения. Это также интересная задача. Инструменты для этого тоже имеются.
Читать далее:
«Мы, возможно, недооцениваем передовые города, как Казань и Тверь» Можно поподробнее насчет передовой Твери?
Спасибо за внимательность. Исправили расшифровку видео выступления. Полное выступление спикера при переходе по ссылке.