На данный момент в Российской Федерации утверждена стратегия в области цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. Запланировано внедрение в ходе реализации стратегического направления технологий — искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных, виртуальной и дополненной реальности, пространственного анализа и моделирования и других технологий. Однако правовое регулирование интеллектуальных транспортных систем и высокоавтоматизированных транспортных средств требует не только законодательных изменений, но и доверия со стороны пользователей к отечественным технологическим продуктам.
Роман Душкин, директор по науке и технологиям ООО «Агентство искусственного интеллекта» рассказал об унификации и стандартизации интеллектуальных транспортных систем. Он также отметил, что в России уже есть аналоги для импортозамещения в ИТС.
«Действительно, сегодня интеллектуальные транспортные системы — это критическая информационная инфраструктура. Однако в регионах часто не вводят контур критической инфраструктуры, хотя очевидно, что это и безопасность дорожного движения, и физическая безопасность граждан и придорожной инфраструктуры. Внешние воздействия на ИТС, а именно кибератаки, могут привести к серьезным последствиям. Импортозамещение в ИТС — необходимость уже сегодня. До сих пор в некоторых регионах страны для организации ИТС на автомобильном транспорте используются зарубежные решения, например, единая платформа управления транспортной системой, системы транспортного моделирования. Конечно, функции, которые предоставляют эти зарубежные решения не воздействуют напрямую на объекты транспортной отрасли, тем не менее — неизвестно, что в этом программном обеспечении заложено. Импортозамещение ИТС — вопрос скорее регуляторный, а не технологический. Российское, полностью адаптированное под наши условия программное обеспечение, уже используются в разных регионах РФ. Также отсутствие системы стандартов для ИТС не позволяет сделать очередной гармоничный и логичный шаг к построению целостной интеллектуальной транспортной системы на национальном уровне», — подчеркнул Роман.
Вместе с этим крупные российские компании уже готовы переходить на отечественные решения. Так, ОАО «РЖД» увеличат объём закупок отечественного ПО вдвое. Об этом заявил заместитель главы компании Евгений Чаркин: «К концу года мы планируем увеличить долю закупок отечественного ПО практически вдвое по сравнению с 2021 годом. Главный принцип внедрения IT-решений в РЖД – подтверждённый экономический эффект. «Клиенты ждут от нас технологий и онлайн-сервисов, позволяющих получать услуги холдинга, не используя бумажный формат. Сегодня более 90% грузоотправителей работают с нами в безбумажном формате, порядка 75% билетов продаются в электронном виде (в конце 2021 года было 68%), 260 тыс. пользователей работают в ERP-системе РЖД управление всеми ресурсами предприятия», – рассказал Евгений Чаркин.
Правительство России поручило РЖД разработать отечественное ERP-решение для крупных заказчиков: до конца года компания сформирует и подпишет дорожную карту по импортозамещению ERP-системы, параллельно холдинг проектирует саму систему. Компания активно взаимодействует с Минцифры и Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИТ): в реестр отечественного ПО уже внесено 38 систем, которые используют РЖД. До конца года в компании рассчитывают увеличить показатель до 87.
Читайте далее: