Сетевое издание «Агентство транспортной информации» является информационным партнером конференции «Скорость, безопасность, комфорт. Опыт десятилетия».
В среду 4 декабря 2019 года в Конгресс-парке «Radisson Royal Москва» прошла конференция «Скорость, безопасность, комфорт. Опыт десятилетия». В мероприятии приняло участие более 400 представителей дорожной отрасли России. Конференция была приурочена к десятилетнему юбилею создания Государственной компании «Автодор», а также была посвящена обсуждению перспектив развития опорной сети скоростных дорог в Российской Федерации. Конференция была организована ГК «Автодор» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.
Пленарную сессию открыл директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Волков Григорий Андреевич.
На пленарной сессии выступила Заведующая отделом научно-технических идей, и.о. начальника управления государственно-частного партнерства ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Махмудова Елена Супоновна. Елена Махмудова рассказала о работе своего института как основного научного и методического центра в реализации проектов цифровой дороги и беспилотного автомобиля. В частности, она отметила, что беспилотный автомобиль не стоит рассматривать как обычный автомобиль, дооснащенный различными приборами, датчиками и дополнительными устройствами для автоматического движения. Беспилотный автомобиль нужно рассматривать как совершенно новый тип транспортного средства, так называемое «высокоавтоматизированное транспортное средство» (согласно Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 N 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств»).
Так же Елена Махмудова сказала, что во всём мире существует две системы, по которым разрабатываются, регистрируются, испытываются и вводятся в эксплуатацию беспилотные автомобили. Это американская система, где существуют частные лаборатории по сертификации транспортных средств с высоким уровнем автономности, которые отвечают за состояние и безопасность этих автомобилей при выпуске на дороги общего пользования. И европейская система, где устанавливается государственный надзор и единая государственная система сертификации каждого автономного автомобиля или автомобиля с высоким уровнем автоматизации. По мнению НАМИ, в России следует использовать европейский подход к сертификации высокоавтоматизированных транспортных средств. Елена Махмудова рассказала о том, что в НАМИ существует специальный полигон, на котором тестируются как автономные автомобили, так и элементы умной дороги, цифровой карты и различных интеллектуальных транспортных систем, работающих во взаимодействии с высокоавтоматизированными транспортными средствами.
Презентация доклада Махмудовой Елены Супоновны — здесь.
Генеральный директор ООО «Казань-Телематика» Нигметзянов Марсель Ильшатович выступил с докладом на тему: «Развитие инфраструктуры ИТС для обеспечения возможности движения высокоавтоматизированных транспортных средств».
Республика Татарстан является одним из немногих регионов, в котором (согласно Постановления Правительства РФ от 26.11.2018 N 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств») разрешены тестовые испытания беспилотных автомобилей. Марсель Нигметзянов отметил, что внедрение в эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования следует начинать с грузовых автомобилей и грузовых перевозок, так как грузовые перевозки — это наиболее маржинальный и доходный бизнес. По его мнению, именно грузовым, а не пассажирским перевозкам на беспилотных транспортных средствах стоит уделять первоочередное внимание. Так же Марсель Нигметзянов рассказал о полигоне, который создан в Казани, на котором тестируются беспилотные грузовые автомобили, а также точные цифровые карты дороги и интеллектуальные транспортные системы. По его мнению, первая коммерческая эксплуатация высоко автоматизированных транспортных средств должна реализовываться на транспортном сообщении по перевозке грузов между Россией и Китаем. Марсель Нигметзянов так же отметил, что систему навигации, цифровые карты дорог и интеллектуальные транспортные системы с возможностью общения и передачи данных между автомобилем и дорогой должны разрабатывать и внедрять собственники автомобильных дорог.
Во второй части конференции прошла встреча «Без галстуков», где встретились первый заместитель председателя правления Государственной компании «Автодор» Астахов Игорь Георгиевич, заместитель генерального директора ПАО «МОСТОТРЕСТ» Урманов Игорь Александрович, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Понарьин Олег Евгеньевич. Они рассказали об этапах создания этой компании, какие задачи были поставлены перед ГК «Автодор», как компания ГК «Автодор» эти задачи выполняла в течение десяти лет. Так же рассказали о взаимоотношениях между компанией ГК «Автодор» и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), которое занимается развитием федеральных автомобильных дорог. Очень много внимания уделили современным автомобильным дорогам и особенностях их эксплуатации.
С трибуны конференции выступил член Президиума, председатель Дорожно-транспортного отделения Российской академии транспорта, Заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), д.т.н., профессор Трофименко Юрий Васильевич. Юрий Васильевич рассказал об экологических проектах и инициативах, предпринимаемых ГК «Автодор» за прошедшие 10 лет, в частности отметил, что компания ГК «Автодор» является флагманом внедрения так называемых «зеленых технологий» как на этапе проектирования, так и на этапе строительства автомобильных дорог. Со слов Юрия Васильевича Трофименко, ГК «Автодор» является одной из первых компаний, которая создала коллегиальные органы и общественные советы по рассмотрению экологической составляющей строительства и реконструкции автомобильных дорог и обсуждения влияния таких инфраструктурных проектов на окружающую среду. Так же Юрий Васильевич Трофименко рассказал о ходе обсуждения вопросов экологии и техносферной безопасности при анализе проектов участков автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес и национальный парк «Лосиный остров».
Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин рассказал, что современные условия движения на высокоскоростных дорогах диктуют новые правила, а также появляются новые риски совершения дорожно-транспортных происшествий. В частности, почти полностью на платных дорогах ГК «Автодор» исчезли лобовые столкновения, в связи с тем, что транспортные потоки встречных направлений физически отделены друг от друга, но участились наезды на стоящие автомобили, на препятствия, ограждения. Это происходит вследствие того, что люди не рассчитывают свои силы, теряется внимание и концентрация, люди порой засыпают на хороших дорогах на больших скоростях и съезжают с полосы движения, могут совершить столкновение как со стоящим автомобилем, так и с элементами инфраструктуры. Скоростные дороги порой становятся скучными для водителя, и нужно придумывать какие-то иные средства, которые пока не использовались в нашей стране, которые бы могли восстанавливать концентрацию водителя при движении по таким качественным, прямым и, на первый взгляд, безопасным автомобильным дорогам.
Модератором встречи «Без галстуков» выступил шеф-редактор «Радио Автодор» Моржаретто Игорь Александрович. Он подытожил дискуссию своей мыслью о том, что все мы водители в первом поколении. Наши родители чаще всего не имели автомобилей, и мы те люди, которые впервые используют автомобиль. Нашим детям на дороге будет значительно лучше, чем нам.
Подробнее о мероприятии здесь: https://www.10letgk.ru/
Фото с мероприятия: