Из архива журнала «Городской транспорт» (выпуск № 12, январь 2024 г.).
Журнал «Городской транспорт» представляет аналитический обзор основных показателей функционирования метрополитенов в городах России. В прошлом выпуске журнала был представлен анализ динамики изменения доли подвижного состава, работающего на городских маршрутах регулярных перевозок, количества и видов маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, экологического класса автобусов, работающих на маршрутах регулярных перевозок, протяженности улично-дорожной сети, по которой проложены маршруты городского пассажирского транспорта общего пользования, протяженности маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования, а также представлен обзор данных об остановочных пунктах пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта общего пользования по состоянию на август 2023 года.
В ноябре 2023 года по просьбе редакции журнала «Городской транспорт» сетевым изданием «Центр дорожной информации» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 50434 от 04.07.2012) были сформированы и направлены запросы в 7 городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Екатеринбург), в которых на настоящий момент функционирует метрополитен, а также в г. Волгоград, где функционирует метротрам, с просьбой предоставить данные о перевезенных пассажирах за 2022 год, суточном пассажиропотоке, количестве линий метрополитена, количестве станций, количестве депо, а также данные о строительстве новых станций и новых линий за последние годы.
На основе первичного анализа собранной информации о работе линий метро в городах России, можно сказать, что за 2022 год с использованием метро было перевезено 3,030 млрд чел., что на 0,249 млрд больше, чем в 2021 году.
Наибольшее количество пассажиров на метро было перевезено в г. Москва (2,19 млрд чел.), г. Санкт-Петербург (649,2 млн чел.) и г. Новосибирск (77,3 млн чел.). В г. Екатеринбург на метро в 2022 году было перевезено 38,45 млн чел., в г. Казань – 30,5 млн чел., г. Нижний Новгород – 29,89 млн чел., в г. Самара – 11,19 млн чел. В г. Волгоград с использованием метротрама было перевезено 6,7 млн чел. На рисунке 1 представлена диаграмма процентного распределения количества перевезенных пассажиров с использованием метро в городах России за 2022 г.
По сравнению с 2021 годом изменились доли городов по объему перевезенных пассажиров метро в 2022 году. Для г. Москва, г. Екатеринбург, г. Казань, г. Нижний Новгород и г. Волгоград доля перевезенных пассажиров метро увеличилась на 0,26, 0,10, 0,10, 0,08 и 0,06 процентных пункта соответственно. Для г. Санкт-Петербург и г. Новосибирск доля перевезенных пассажиров метро, наоборот, уменьшилась на 0,25 и 0,16 процентных пункта соответственно. Для г. Самара доля не изменилась.
Самая протяженная сеть линий метрополитена (424,02 км на момент неполного ввода Большой кольцевой линии, а также без учета Московского центрального кольца и монорельса) в г. Москва. Наименьшая эксплуатационная длина линий метрополитена в двупутном исчислении, а именно 11,6 км, действует в г. Самара. Средняя эксплуатационная длина одной линии метрополитена в двупутном исчислении в городах России составляет 16,65 км. Наибольшая средняя эксплуатационная длина одной линии метрополитена в двупутном исчислении наблюдается в г. Москва (30,29 км.), г. Нижний Новгород (22,54 км) и в г. Казань (16,77 км). В среднем, самые короткие линии метрополитена функционируют в г. Новосибирск (7,95 км) и в г. Самара (11,6 км) (рис. 2).
В большинстве городов Российской Федерации (г. Волгоград, г. Екатеринбург, г. Казань, г. Самара) система метрополитена имеет лишь одну линию. Две линии метрополитена представлены в г. Нижний Новгород и г. Новосибирск. Самая разветвленная система метрополитена находится в г. Москва (14 линий без учета МЦК и монорельса). Наибольшее количество станций метро, а именно 250 ед., находится в г. Москва. Наименьшее количество станций метрополитена (метротрама), а именно 6 ед., находится в г. Волгоград. Среднее количество станций на одной линии метрополитена в городах России составляет 10 станций. Наибольшее среднее количество станций на одной линии метрополитена действует в г. Москва (18 ед.), г. Казань (11 ед.) и г. Самара (10 ед.). Наименьшее среднее количество станций метрополитена на одной линии наблюдается в г. Волгоград (6 ед.), г. Новосибирск (7 ед.) и г. Нижний Новгород (8 ед.) (рис. 3).
В большинстве городов Российской Федерации действует лишь одно депо для обслуживания системы метро. Для обслуживания метрополитена в г. Санкт-Петербург имеется 7 депо. В 2021 году в г. Москва функционировало 20 депо, в 2022 году было введено в эксплуатацию еще одно метродепо.
Количество поездов (сцепов), работающих на линиях метрополитена в течение суток, сильно отличается в городах России. В большинстве городов, в которых действует система метрополитена, количество поездов (сцепов), работающих на линиях в течение суток, не превышает 21. В г. Москва на линиях метрополитена в течение суток работает 705 поездов (сцепов), что на 17 меньше, чем в 2021 году. В г. Самара на линии метрополитена в течение суток работает всего 6 составов, что является самым низким показателем в России.
В среднем, среднесуточный пробег одного вагона метро в городах России составляет 351,2 км. Наибольший среднесуточный пробег одного вагона метро составляет 562,0 км в г. Казань, 462,0 км — в г. Москва и 394,3 км — в г. Нижний Новгород. Наименьший среднесуточный пробег одного вагона метро в городах России наблюдается в г. Волгоград (112,0 км) и г. Самара (245,0 км) (рис. 4).
Наибольшее количество эскалаторов в системе метрополитена, а именно 1040 единиц, действует в г. Москва. Наименьшее количество эскалаторов, а именно 10 единиц, функционирует в г. Волгоград. В среднем в городах Российской Федерации на десяти станциях метрополитена работает 26 эскалаторов. Среднее количество эскалаторов, приходящихся на 10 станций, в г. Санкт-Петербург составляет 46 шт., в г. Москва — 42 шт., в г. Екатеринбург — 40 шт. Наименьшее количество эскалаторов в расчете на 10 станций наблюдается в г. Нижний Новгород (7 шт.) и в г. Казань (15 шт.) (рис. 5).
Размеры самого длинного эскалатора в городах России варьируются от 6 м на станции «Пионерская» в г. Волгоград до 126,8 м на ст. «Парк Победы» в г. Москва.
В г. Волгоград и г. Екатеринбург строительство новых линий и станций метрополитена завершили в 2011 и 2012 гг. соответственно. В 2018 году выполнялись работы на станции «Стрелка» в г. Нижний Новгород. В г. Москва и г. Самара последние работы по строительству новых станций или линий метрополитена выполнялись в 2022 году.
Читать далее: