Министр транспорта Андрей Никитин в ходе встречи со слушателями Программы развития муниципального кадрового управленческого резерва «Школа мэров» поделился информацией о задачах и приоритетах в развитии транспортной инфраструктуры и ее значении для социальных и экономических процессов в регионах.
Глава Минтранса отметил, что современное развитие территорий напрямую связано с эффективностью общественного транспорта, который влияет не только на качество жизни граждан, но и на экономическое благополучие городов и регионов. В этом направлении уже реализуются масштабные программы Минтранса, Минпромторга и Минфина, направленные на комплексное улучшение транспортной системы и повышение ее доступности. Одним из важнейших вызовов для городов остается организация грамотной, удобной логистики общественного транспорта, которая позволит снизить время и повысить комфорт перемещений для жителей.
Ключевым параметром оценки любого вида транспорта, на который сегодня ориентируются специалисты, является не просто время в пути, а время «от двери до двери» – полный цикл перемещения человека с учетом всех промежуточных этапов, включая пересадки, ожидания и прохождение контрольных пунктов.
Сейчас ведется работа по внедрению биометрических технологий на вокзалах. Это позволит ускорить прохождение пассажирских процедур контроля и проверки. В результате увеличивается скорость пассажиропотока, повышается комфорт и безопасность передвижений.
Министр также акцентировал внимание на связи обновления транспортной системы с демографическими тенденциями. Если добираться до областных центров из малых городов долго и сложно, это приводит к массовому оттоку молодежи и специалистов в крупные города. Президент России неоднократно подчеркивал, что одна из приоритетных задач – сохранение и развитие малых городов путем улучшения транспортной связанности с региональными центрами. Чем удобнее и короче путь, тем выше шансы, что люди останутся жить и работать в родных местах, что сказывается на устойчивости демографической ситуации.
Министр транспорта Андрей Никитин:
Согласно мировым исследованиям, создание высокоскоростных железнодорожных магистралей способствует увеличению численности агломераций на 20–30 % в течение десятилетия и обеспечивает рост экономики на аналогичный процент, опережая средние показатели по стране. Аналогичные положительные изменения наблюдаются и благодаря развитию скоростных автомобильных дорог, как это видно на примере трассы М-12, которая уже значительно улучшает экономическую ситуацию всех сопредельных регионов.
Андрей Никитин также подчеркнул, что работа по развитию транспортной инфраструктуры должна вестись в тесном сотрудничестве глав муниципалитетов с региональными властями.
Прежде всего, приоритетные проекты развития городов должны быть четко отражены в региональных программах. Не менее важно уделять внимание ремонту и строительству дорог, ведущих к социально значимым объектам – школам, детским садам, больницам. Ведь развитие дорожной сети – это залог развития территории вокруг нее.
Он отметил, что сегодня с помощью современных инструментов анализа данных становится проще отслеживать динамику населения, выявлять приток или отток жителей и на этой основе более точно планировать инфраструктурные проекты.
Андрей Никитин обратил внимание на необходимость развития речного транспорта.
Многие жители действительно очень любят использовать речные маршруты в летний сезон – это удобный и приятный способ передвижения, который стоит активно развивать и интегрировать в общую транспортную систему регионов.

Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
Следует отметить, что Андрей Никитин демонстрирует многообещающий и новаторский подход к транспортной системе. Ранее не приходилось сталкиваться с примерами, когда представители министерств или чиновники в целом стремились увязать социальное и экономическое развитие с общественным транспортом в городах, пусть даже в самом общем приближении.
Оценка эффективности в данном случае представляется сложной задачей. Допустим, город демонстрирует экономический рост, но определить степень влияния транспортной системы на эти показатели затруднительно, поскольку существует множество других факторов. Как следствие, оценка часто проводится по иным критериям, наиболее простым из которых является количество новых автобусов, даже если значительная их часть простаивает в гараже. Для целей отчетности этого оказывается достаточно.
То, что на повестке дня стоит вопрос о взаимосвязи социально-экономического развития от развития, а также качества общественного транспорта, вселяет надежду на изменение отношения к данной сфере.
Читать далее:
