Реновацию общественного транспорта столицы Сибири планируется завершить в течение пяти лет. Это, а также реализацию крупных транспортных инфраструктурных проектов, обсудили во время встречи Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин и Губернатор Андрей Травников.
Также Андрей Травников рассказал Михаилу Мишустину о ходе реализации такого крупного транспортного проекта, как мостовой переход через реку Обь. Объект находится в высокой степени готовности, рабочее движение по основному ходу планируется открыть в 2024 году, а все развязки запустить в 2025 году. Кроме того, обсуждалось развитие федеральных дорог, примыкающих к Новосибирску, в частности Чуйского тракта.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников:
Продолжаем работу по обновлению общественного транспорта в Новосибирске. За прошедшие три года нам удалось обновить парк городского пассажирского транспорта на 339 единиц: 190 автобусов, 129 троллейбусов и 20 трамваев. На прошедших выходных в город прибыл 49-й по счету троллейбус с автономным ходом в рамках нацпроекта «БКД». Это последняя поставка из партии – контракт исполнен в полном объеме. В 2024 году закупим еще 80 троллейбусов по договору лизинга.
В планах этого года, помимо обновления парка троллейбусов – модернизация 20 трамваев и дальнейшая закупка новых автобусов. Техника оснащена современными системами и максимально комфортна для пассажиров.
Кроме того, в бюджет области внесены средства для приобретения новых вагонов метро. На аппаратном совещании поручил мэрии Новосибирска подготовить документы для проведения конкурсных процедур. Первый состав на пять вагонов должен быть приобретен уже в 2025 году с последующими ежегодными поставками так, чтобы полное обновление вагонов завершилось к 2030 году.
Корреспонденты Агентства транспортной информации «Российская академия транспорта» связались с сотрудниками транспортной администрации Новосибирской области и города Новосибирска и получили комментарии о существующих и действующих в настоящее время на их территории документах транспортного планирования, касающихся в том числе развития транспорта общего пользования.
В настоящее время в Новосибирской области действует постановление Правительства Новосибирской области от 29.06.2021 № 247-п «О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области в комплексной схеме организации транспортного обслуживания населения общественным транспортном Новосибирской области», разработанное в соответствие с планом мероприятий по реализации федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Нормативно-правовой акт утверждает программу комплексного развития транспортной инфраструктуры региона и схему организации транспортного обслуживания населения. Вместе с тем, муниципальными образованиями Новосибирской области приняты собственные программы. В том числе на территории г. Новосибирска действует решение Совета депутатов г. Новосибирска от 26 сентября 2018 г. № 660 «О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 — 2030 годы». Документ утверждает программу комплексного развития транспортной инфраструктуры на период с 2018 по 2030 г.
Помимо этого в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области рассказали об основных приоритетах развития общественного транспорта в областной столице.
Основные приоритеты развития общественного транспорта на территории областного центра, взаимодействие и финансовые расчеты с перевозчиками муниципальных маршрутов устанавливает мэрия г. Новосибирска на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Участие Правительства региона возможно в случае выделения субсидий муниципалитету. Несколько таких программ успешно реализуются в городе Новосибирске. Развитие общественного транспорта не ставит во главу угла только развитие электрического транспорта.
Так, например, благодаря участию в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» регионом получено 40 низкопольных автобусов в 2021 году и 9 троллейбусов с автономным ходом в 2023 году, и 49 аналогичных троллейбусов в 2024 году.
По программе с использованием механизма лизинга в 2022 году поставлено 150 низкопольных автобусов, в 2023 году — 80 троллейбусов с автономным ходом, поставка еще 120 троллейбусов с автономным ходом запланирована в 2024 году. Софинансирование из областного бюджета составляет 80 % от стоимости подвижного состава.
Подобные программы работают и за пределами города Новосибирска. В рамках механизма специальных казначейских кредитов в 2023 году приобретено 206 автобусов для обеспечения транспортной доступности сельских территорий и малых городов Новосибирской области. В целом за 5 лет при поддержке Президента РФ и Правительства Новосибирской области обновлено 709 транспортных средств, что в 6 раз больше чем за предыдущую «пятилетку». Только в 2023 году парк общественного транспорта обновлен в количестве 308 ед. Новая техника оснащена современными системами и максимально комфортна для пассажиров. Обновление подвижного состава позволило сократить общий уровень износа транспортных средств на 17% относительно 2022 года. В ближайших планах проработать дальнейшие шаги по обновлению подвижного состава, в том числе приобретение вагонов для Новосибирского метрополитена. Дополнительно в октябре 2023 года по результатам аукционных процедур ООО «СберТройка» стала Единым оператором автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области. При заключении контракта одним из ключевых условий было требование реализации Единым оператором возможности использования Карты жителя Новосибирской области в качестве транспортного приложения для оплаты проезда, в том числе льготными категориями граждан. В настоящее время ООО «СберТройка» проводит комплекс организационных и технических мероприятий, в том числе совместно с министерством цифрового развития и связи Новосибирской области, по запуску системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. По завершении мероприятий и ввода системы в работу Карта жителя Новосибирской области станет удобной альтернативой действующей в регионе МПК «Социальная карта».
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович:
Система транспортного обслуживания Новосибирской области формируется в строгом соответствии с федеральным законодательством. В отличие от некоторых крупных городов, таких как Нижний Новгород и Челябинск, в Новосибирской области удалось сохранить, предусмотренную действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распределение полномочий по транспортному обслуживанию на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок.
Это свидетельствует о достаточном уровне профессиональной подготовки управленческих кадров, находящихся на муниципальной службе мэрии города Новосибирска и способных организовать эффективную модель транспортного обслуживания населения Новосибирской области.
Однако следует отметить, что действующая на сегодняшний день программа комплексного развития транспортной инфраструктуры для города Новосибирска разработана более шести лет назад и к настоящему времени безусловно требует обновлений и актуализации. Значительные темпы развития Новосибирска и Новосибирской городской агломерации, существенные изменения в освоении территорий, как в центре города, так и периферийной части территории, на сегодняшний день требуют кардинальных преобразований в сфере транспортного обслуживания населения, общественным транспортом, работающим на регулярных маршрутах.
Маршрутная сеть города Новосибирска как единый объект не может бесконечно существовать в режиме надстройки, модернизации и бесконечного расширения на основе сложившегося в прошлом веке каркаса маршрутной сети.
Глубокие изменения в развитии города, в экономике города, связанные с объективным ростом производительности труда, уже сейчас диктуют необходимость полного пересмотра действующей маршрутной сети и принципов транспортного обслуживания населения, которые будут основываться не на старом каркасе маршрутной сети, а на формировании принципиально новых маршрутов общественного транспорта, принципиально новых цепочек реализации корреспонденции с применением транспорта общего пользования для всех жителей города Новосибирска и Новосибирской городской агломерации.
Более подробно с основными подходами к формированию эффективной модели работы транспорта общего пользования крупных городских агломераций можно познакомиться в недавно вышедшей монографии агентства транспортной информации авторов Якимова М.Р., Нестеровой А.С., Попова Ю.А. «Транспортное планирование: транспорт общего пользования».
Смотреть Рецензию Блудян Н.О. на монографию
Смотреть Рецензию Трофименко Ю.В. на монографию
Для получения электронной версии монографии или ее печатного экземпляра можно обращаться по электронной почте ati@rosacademtrans.ru к главному редактору Агентства транспортной информации, д.т.н. Якимову Михаилу Ростиславовичу. Для приобретения других книг издательства «Агентство РАДАР» можно обращаться по электронной почте road-auto@mail.ru в типографию ООО «Агентство дорожной информации РАДАР».
Читать далее: