Новосибирск, третий по численности населения город в России, не попал в программу по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта. Напомним, в конце 2018 года Минтранспорта РФ объявило, что в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) с 2020 года начнет реализовываться пятилетняя программа по обновлению городского пассажирского транспорта. По ней регионам выделяется 20 миллиардов рублей – по четыре миллиарда в год. Более того, в конце августа 2020 года стало известно — мэрия Новосибирска отказалась от покупки нового состава для метро в 2021 году. Планы по приобретению новых электровагонов метрополитена за счет собственных средств предприятия отложены ввиду изменения экономической ситуации, связанной с пандемией и, как следствие, критическим падением объемов перевозки и доходов предприятия, — сообщили в департаменте транспорта и дорожного комплекса мэрии Новосибирска. В феврале мэр Анатолий Локоть сообщал о том, что МУП «Новосибирский метрополитен» в 2021 году планирует купить четыре новых вагона, это состав метро. Ориентировочная стоимость покупки должна была составить 500 млн руб.
Отметим, что стартовые условия Новосибирска для участия в программе БКАД были очень благоприятными — еще в сентябре 2019 года город был включен в число десяти пилотных проектов, так как, по мнению Минтранса России, находится «в высокой степени готовности». Также, в 2022 году Новосибирск примет матчи волейбольного чемпионата мира, а затем и молодежный чемпионат мира по хоккею 2023 года. Проведение крупных международных турниров обычно становится отличным поводом для развития транспортной инфраструктуры города. Еще осенью 2018 года мэр Анатолий Локоть признавал, что городу нужны 440 новых автобусов, 409 троллейбусов и 304 трамвая. Кроме того, надо отметить, что «средний возраст» новосибирских троллейбусов – около 20 лет, трамваев – 18,5, а автобусов – почти 8. Заявка Новосибирска на 2020-2024 годы предполагала 326 единиц общественного транспорта, в том числе: 200 автобусов, 84 троллейбуса с дальним автономным ходом и 42 трамвая. Уже в этом году город на льготных условиях мог бы получить 50 автобусов и 24 троллейбуса.
Заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов подчеркнул: «Мы работаем над тем, чтобы к концу года в городе появилось 15 новых городских автобусов — низкопольные и газомоторные. Это станет серьезным подспорьем для бесперебойной работы городских маршрутов. Нам нужно исключать дублирующие маршруты, я уверен, что необходимо создавать транспортный каркас города. Я уверен, что темпы обновления нужно увеличивать, мы разработали и приняли в этом году все программные документы, касающиеся транспортного развития. Документы транспортного планирования в Новосибирске присутствуют в полном объеме. Согласно этим документам, обновление подвижного состава, например, автобусов, планируется производить как минимум по 50 единиц в год».
Новосибирск не может упустить шанс, предоставленный ему спортивным мероприятием, несмотря на то, что шанс участия в федеральном проекте бесповоротно ушел. Впрочем, все же стоит учесть, что масштабы будущих спортивных мероприятий несравнимы с Олимпиадой и Универсиадой или Мундиалем. Появление новой станции метро «Спортивная» и новой дороги вокруг ледового дворца спорта обязательны для обслуживания гостей и участников соревнований. Кстати, 19 августа 2020 года мэрия Новосибирска объявила открытий конкурс на поставку эскалаторов на строящуюся станцию метро «Спортивная». Сумма контракта составляет 761 млн. рублей. Город не должен удивлять гостей изношенным общественным транспортом. Хотя скорее процесс обновления подвижного состава как муниципальных парков, так и частных перевозчиков будет осуществляться в ходе реализации изменений муниципальной маршрутной сети города, намеченной на 2023–2026 гг., когда у перевозчиков массово завершатся сроки действия договоров и свидетельств на право перевозок.