В ходе научно-практической конференции Министерства транспорта Российской Федерации и Российской академии наук, посвященной 150-летию со дня рождения великого русского ученого-транспортника Владимира Николаевича Образцова, которая прошла 18 июня в Москве, корреспонденты АТИ РАТ взяли интервью с председателем Общественного совета при Ространснадзоре Владимиром Белозёровым и президентом Российской академии транспорта Александром Мишариным.
Председатель Общественного совета при Ространснадзоре Владимир Белозёров:
Сегодня дискуссия состоялась очень предметно. Она оказалась и по теме юбилея В.Н. Образцова и не только фундамента нашей науки, которая закладывалась в те времена, но и по теме будущего.
А. С. Мишарин, представляя Российскую академию транспорта, призывает молодых исследователей, обладателей учёных степеней и тех, кто только мечтает о научной карьере, смотреть за горизонт. Он акцентирует внимание на важности освоения фундаментальных наук в наше время и стремлении к повышению профессиональной компетенции как в ходе работы на производстве, так и в процессе научных изысканий.
В такой обширной стране, как Россия, где транспортные сети весьма разветвлены, ускоренное передвижение является единственной опцией для их уплотнения. Это создает массу сложностей, но одновременно открывает широкий простор для научных исследований и достижений.
Владимир Леонидович отметил, что всегда важно оценивать, насколько успешными являются капитальные инвестиции и какова их последовательность в любом серьезном и масштабном проекте сфер транспорта и заключил, что всё это должно обязательно сопровождаться научной поддержкой.
Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин:
В настоящее время наблюдается, что значительное количество научных вопросов остаются нерешенными, несмотря на достижения в сфере железнодорожного транспорта и других областях. Вместе с тем, государство усиливает фокус на улучшении транспортной инфраструктуры.
Согласно планам, заложенным в национальные проекты, предполагается, что к 2030 году в транспортную инфраструктуру будет инвестировано приблизительно десять триллионов рублей. Поскольку процесс реализации подобных проектов занимает значительное время, от принятия решения до его полного завершения может пройти от пяти до восьми лет. Поэтому, по нашему мнению, крайне важно обеспечить научно-технологическое сопровождение этих проектов.
Это технологии создания подвижного состава, разработка новой системы управления, требования к инфраструктуре и многое другое, что сегодня не предусмотрено в нормативных документах.
Если говорим о градостроительном кодексе и основных законах в области транспорта, то там научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и научное сопровождение предусмотрено только для систем безопасности в частных проектах.
Однако, когда речь заходит о значительных проектах, таких как высокоскоростные железные дороги или развитие восточного полигона, или опорная сеть автомобильных дорог, или «Великий Волжский путь», то такие масштабные проекты не подвергаются научной экспертизе. Хотя потребность такая имеется у проектных организаций и заказчиков, но сегодня ФАУ «Главгосэкспертиза России» исключает эту статью, так как это не предусмотрено нормативными документами. И эту задачу необходимо решить.
Читать далее: