18 сентября 2025 года в 10:00 в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проблем, связанных с некорректной работой автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Мероприятие прошло по адресу: Миусская пл., д. 7.
Организатором круглого стола выступила Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК).
В рамках круглого стола обсудили вопросы, касающиеся точности измерений, законности выписываемых штрафов, а также возможности обжалования результатов взвешивания и габаритных измерений.
Модератором мероприятия выступил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ Александр Холодов.
К участию в круглом столе были приглашены представители транспортных компаний, эксперты в области транспортного законодательства, представители контролирующих органов, а также представители общественности. В ходе продуктивной дискуссии, были выработаны конструктивные предложения по совершенствованию работы автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Президент Ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС», член Общественного совета при Ространснадзоре Владимир Матягин:
Внедрение автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) стало значимым фактором, влияющим на экономику перевозчиков. Однако отсутствие общественного контроля за строительством и эксплуатацией этих пунктов приводит к серьезным проблемам.
Одной из ключевых проблем является несоблюдение технологий при установке автоматических пунктов весогабаритного контроля. В качестве примера приводится использование некачественных материалов (например, «наноасфальта») при строительстве. Подобные нарушения приводят к некорректной работе весов.
На российских дорогах функционирует около 500 пунктов автоматических пунктов весогабаритного контроля, расположенных как на региональных, так и на федеральных трассах. Планируется увеличение их количества до 1000 на региональных дорогах и до 500 на федеральных. Рост числа автоматических пунктов весогабаритного контроля ведет к увеличению проблем у перевозчиков.
Одной из основных проблем является коррупция в сфере содержания и обследования дорог, а также при проверках. Отсутствие должного контроля за состоянием дорог приводит к необоснованным штрафам. Средняя стоимость установки одного автоматического пункта весогабаритного контроля составляет около 100 миллионов рублей, однако в некоторых случаях, например, в Республике Марий Эл, эта сумма достигает 180 миллионов рублей. Установка пунктов с нарушением нормативных правовых документов приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Содержание автоматических пунктов весогабаритного контроля, вне зависимости от их работоспособности, обходится в среднем от 5 до 9 миллионов рублей в год. Зачастую акты о проведенных работах подписываются, однако реальное обследование и содержание пунктов не осуществляются, что является способом вывода бюджетных средств. Примером является ситуация в Красноярском крае, где нарушения были выявлены и направлены в Генеральную прокуратуру.
Приведен пример, когда благодаря общественному контролю удалось предотвратить закрытие некорректно работающего автоматического пункта весогабаритного контроля.
В ходе проверок выяснилось, что значительная часть автоматических пунктов весогабаритного контроля на региональных трассах не функционирует, при этом на их содержание продолжают выделяться бюджетные средства. Необходимо обеспечить нормальную, корректную и объективную работу автоматических пунктов весогабаритного контроля, а также целевое использование средств, выделяемых на их содержание.
По обращению депутата Государственной Думы был проведен аудит Счетной палатой, который подтвердил факт неэффективного использования бюджетных средств. К факторам, влияющим на корректность взвешивания, относятся колейность (даже незначительная), требования к датчикам, несоблюдение правил установки оборудования и деформация дорожного покрытия. Часто собственники дорог не знают правил поверки автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Необходимо усилить общественный контроль за установкой и эксплуатацией автоматических пунктов весогабаритного контроля, а также обеспечить прозрачность финансирования и целевое использование бюджетных средств. Только в этом случае можно добиться корректной и эффективной работы автоматических пунктов весогабаритного контроля и избежать необоснованных штрафов для перевозчиков.
Представитель Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Кочетков Илья Владимирович:
В целях повышения эффективности и прозрачности системы весогабаритного контроля предлагается ряд мер, включающих дистанционный мониторинг, автоматизацию проверок пунктов АПВГК и усиление ответственности грузоотправителей.
Планируется создание федеральной государственной автоматизированной системы, в которую будет поступать информация об измерениях со всех пунктов весогабаритного контроля (автоматических, стационарных и передвижных). Если показания одного и того же транспортного средства на разных пунктах существенно отличаются (за пределами погрешности), то данные с «проблемного» пункта не будут использоваться для административных целей. Это позволит исключить влияние некорректной работы отдельных пунктов на вынесение штрафов.
Существующие проверки пунктов, которые проводятся с оформлением бумажных документов, будут автоматизированы. Владелец дороги будет вводить данные транспортного средства в систему, которая автоматически сформирует акт измерений на основании данных различных пунктов весогабаритного контроля. Водитель будет подписывать этот акт. Таким образом, исключается возможность манипуляций с показаниями, которые существуют при бумажном документообороте.
В настоящее время разрабатываются два новых ГОСТа:
- ГОСТ на проектирование автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК);
- ГОСТ на эксплуатацию этих пунктов.
Эти ГОСТы будут регламентировать вопросы, касающиеся применяемых материалов, порядка установки рамок с датчиками измерения габаритов и другие важные аспекты.
Необходимо усилить контроль за соблюдением правил погрузки грузов и привлекать к ответственности грузоотправителей за превышение допустимых параметров. Если грузоперевозчик привлечен к ответственности за превышение габаритов или веса, следует информировать об этом и грузоотправителя, допустившего нарушение при погрузке, чтобы привлечь его к административной ответственности.
С 7 июля текущего года были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), в статью 12.21.1, предусматривающие ответственность за следующие нарушения:
- Нарушение правил движения в зоне автоматического весогабаритного контроля (в частности, движение по встречной полосе или обочине для избегания датчиков) – штраф 600 тысяч рублей. Ространснадзором прорабатывается автоматизация привлечения к ответственности на основании видеофиксации таких нарушений.
- Отказ от прохождения весогабаритного контроля на стационарных или передвижных весах, а также создание препятствий для проведения контроля.
Эти меры направлены на повышение безопасности дорожного движения и соблюдение правил перевозок.
Читать далее:
Trucks & Bus Forum: Что мешает нормальному функционированию рынка автогрузоперевозок