29 февраля Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. В частности, были затронуты вопросы, касающиеся развития сферы транспорта.
Глава государства обратил внимание на важность доступности авиаперелетов и заявил о необходимости повышения авиационной мобильности граждан. «К 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в 1,5 раза к уровню прошлого года. Для этого планируем ускорить и развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения. И здесь перед Правительством стоит конкретная задача: за шесть лет провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов – это больше трети аэропортовой сети России. Направим на эти цели не менее 250 миллиардов рублей. Это будет прямое бюджетное финансирование», – сказал он.
Кроме того, предстоит обновление воздушного парка авиакомпаний за счет собственных отечественных самолетов, отвечающих современным требованиям по качеству, удобству и безопасности.
Шла речь и о развитии железнодорожного транспорта. Первый маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет через Тверь и Великий Новгород. Затем будут прокладываться магистрали в Казань и Ростов-на-Дону, на Урал и Черноморское побережье, а также в Минск.
Продолжится масштабная модернизация Центрального транспортного узла. Московские центральные диаметры станут основой для того, чтобы соединить современными скоростными маршрутами столичный регион с Ярославской, Тверской, Калужской, Владимирской и другими областями.
Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог – БАМа и Транссиба. До 2030 года их пропускная способность возрастет со 173 до 210 миллионов тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань.
«Необходимо модернизировать и опорную сеть внутренних водных путей. За счет этого обеспечить дополнительные экономические эффекты и в области туризма, в области развития промышленности, развития отдельных чувствительных, очень важных для нас регионов, в том числе регионов Крайнего Севера», – подчеркнул Президент России.
Владимир Путин остановился на результатах работы дорожного хозяйства. Открылось скоростное автомобильное движение между Москвой и Казанью, в текущем году будет продлена магистраль до Екатеринбурга, а в следующем – до Тюмени. В перспективе современный и безопасный маршрут пройдет через всю страну – до Владивостока.
Также за шесть лет в России должно быть построено более 50 обходов городов. Новый значимый автодорожный проект – строительство трассы Джубга – Сочи. Она сократит время в пути от трассы М-4 «Дон» до Сочи в 4 раза – до 1,5 часов – и позволит активно развиваться Черноморскому побережью.
«Мы уже привели в порядок федеральные трассы и практически 85 % дорог в крупных агломерациях. Надо строго выдерживать этот уровень. При этом в предстоящие годы особый акцент сделаем на развитии именно региональных дорог», – добавил он.
С учетом современных экологических стандартов будет развиваться и общественный транспорт. До 2030 года российские субъекты дополнительно получат около 40 тысяч автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Из федерального бюджета на программу обновления общественного транспорта дополнительно будет предусмотрено 150 миллиардов рублей.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктор технических наук Якимов Михаил Ростиславович:
В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию прозвучал довольно внушительный блок, посвященный развитию транспорта РФ. Необходимо признать, что Президент коснулся оценки глобальных проектов федерального масштаба — это Северный морской путь, развитие системы водных и речных портов, строительство аэродромов и аэропортов, развитие БАМа, ТрансСиба, скоростных автомобильных магистралей. И уже только в самом конце президент коснулся темы развития общественного транспорта. Владимир Путин сообщил, что в плане Правительства поставить в регионы 40 000 автобусов на 150 миллиардов рублей.
Мне представляется, что в вопросах развития общественного транспорта, именно на регулярных маршрутах, особенно в городах, следует больше полномочий передавать органам местного самоуправления. Стимулировать их инициативы в плане запросов к региональному и федеральному центру о финансировании модернизации, в том числе подвижного состава автобусного, троллейбусного, трамвайного парков, работающих на регулярных региональных маршрутах муниципальных образований.
Основная федеральная поддержка должна быть направлена адресно производителям такой техники. Точно также как она сейчас направляется производителям самолетов, которые призваны заменить иностранный парк лизинговых самолетов РФ.
И только после того как мы сможем наладить производство высококачественного подвижного состава, способного удовлетворить все потребности общественного транспорта в городах, регионах и агломерациях, мы можем говорить о целевых субсидиях в регионе или муниципалитете на покупку таких автобусов, трамваев или троллейбусов.
Вместе с этим тип подвижного состава, его размер, пассажировместимость и другие характеристики, в том числе и цена за единицу, должны определяться заказчиком, а именно предприятием-перевозчиком, с учетом тех требований, которые выдвигает к качеству подвижного состава организатор перевозок, то есть органы государственной власти, органы местного самоуправления власти регионов.
Я думаю, что только такое распределение полномочий сферы ответственности поможет системно выстроить работу в процессе непрерывного и системного обновления подвижного состава в городах и городских агломерациях.
Читать далее: