В Москве появятся регулярные круглогодичные маршруты речных трамваев, интегрированные в городскую транспортную систему, об этом сообщил заместитель мэра столицы по транспорту Максим Ликсутов. Предварительно известно, что власти готовят запуск двух регулярных нетуристических речных маршрутов: от парка «Фили» до Киевского вокзала и от Новоданиловской набережной до Печатников. Планирующийся интервал движения речных трамваев 4-10 минут. По словам Максима Ликсутова, этот маршрут может стать для многих удобной альтернативной для ежедневных поездок, так как юг Москвы активно застраивается и новые прибрежные кварталы часто удалены от станций метро.
«Мы хотим, чтобы речной транспорт обязательно работал круглый год. В нем будут действовать городские тарифы, карты «Тройка», соцкарты и льготы — так он будет интегрирован в городскую транспортную систему и увязан с другими видами транспорта. Первый из маршрутов — от парка «Фили» до Киевского вокзала. Прогнозируем, что он подойдет более чем для миллиона человек — жителей и работников компаний. Маршрут проходит через четыре района города — Хорошёво-Мнёвники, Филёвский Парк, Пресненский и Дорогомилово. Там застраивают прибрежные жилые кварталы, и жителей особо волнует вопрос доступного транспорта», — написал Максим Ликсутов в колонке на транспортном портале Москвы.
Речные трамваи москвы решат локальные задачи, об этом сказал Михаил Яковлевич Блинкин директор Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: «Речной транспорт в Москве, да и в любом городе мира, никогда не станет альтернативой массовым видам городских сообщений: метрополитену, электричкам. Интерес к водным видам транспорта сейчас активно растет по многим причинам — это и экология, и имидж города, потому что речной транспорт играет роль украшения города. Этот сегмент сейчас, в принципе очень в тренде мировой транспортной моды. Не потому, что кто-то собирается заменять метрополитен речными трамваями, а потому, что в городе, особенно в мегаполисе, всегда есть пятачки застройки и сегменты спроса небольшие, для которых удобно именно путешествие по реке: ежедневное на работу или хотя бы по выходным дням для развлечения. Это, в общем, очень недешевое удовольствие, поэтому себе это позволяют только богатые города мира. Но, как выясняется, кому-то из горожан — речь идет не о миллионах, а о тысячах — просто станет удобнее передвигаться по городу. Москва может себе это позволить. Московские власти будут применять очень щадящие тарифы для этих перевозок, гармонизированные с тем к чему москвич привык на наземном транспорте».
Председатель союза пассажиров Кирилл Янков обратил внимание на то, что всесезонные речные трамвайчики слишком медленные: «Более быстрые речные суда — это суда на подводных крыльях или воздушной подушке. Суда на подводных крыльях были ликвидированы в Москве 5 лет назад, а до этого они пользовались большим спросом по маршруту «Северный речной вокзал» до пристаней вдоль канала имени Москвы. Эти маршруты было важнее возродить. Суда на подводных крыльях в черте Москвы никогда не ходили. Потенциально может быть судно на подводных крыльях более быстрым, оно бы доходило от Филевской поймы до киевского вокзала не за час, а за 20 минут».
Эксперты убеждены в важности разнообразия видов общественного транспорта и его шаговой доступности для такого города, как Москва. Тем не менее, все новации в сфере развития транспорта должны иметь финансовую целесообразность и учитывать климатические особенности. В 2020 году проект, разработка которого началась еще в 2018 году совместно с ВШЭ, пришлось отложить ввиду коронавируса. Неясно пока также, кто будет строить суда и какие. Мэрия Москвы предлагает жителям столицы принять участие в голосовании по предложениям от производителей и выбрать не только дизайн речного судна, но и название.