Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирского автотранспорта

В городе Владимире 27 января 2023 года состоялось расширенное выездное заседание, организованное Комиссией Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению совместно с Союзом российских городов, на тему: «Роль транспорта в развитии современного города». В заседании принял участие Президент Ассоциации Регионального объединения работодателей Саморегулируемой организации «Союз транспортников Кубани» Петров Иван Борисович, который представил свой доклад на тему: «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере пассажирского автотранспорта».

Петров Иван Борисович: 

В России с каждым годом подвижной состав становится старше. По данным Федеральной службы государственной статистики за последние 10 лет средний возраст автобусов в России увеличился с 13,8 лет до 16,6 лет. В 70% субъектов Российской Федерации уровень обновления подвижного состава находится ниже среднего. В 20% субъектов Российской Федерации городские автобусы совсем не обновляют.

Основной фактор влияния на обновление общественного транспорта — финансовое положение субъекта. Почему у перевозчика недостаточно средств? В первую очередь, это снижение пассажиропотока. По России снижение пассажиропотока за 10 лет составило 39,4%, по Краснодарскому краю 26,7%. Снижение пассажиропотока привело к снижению выручки предприятий и потере прибыли.

В то же время за последние 10 лет количество легкового автомобильного транспорта в России выросло на 36%, средний возраст такого транспорта составляет 13 лет. Что касается автобусов, то рост есть, но он не сопоставим с легковым транспортом – 8,5%, средний возраст 16,6 лет. То есть привлекательность автобуса ниже, чем у легкового транспорта, поэтому люди в России предпочитают ездить на своем автомобиле.

До перестройки в советское время во многих муниципальных образованиях действовали автобусы большого класса ЛИАЗ-677, прекрасный транспорт, потом мы перешли на Газели и вот теперь постепенно возвращаемся к автобусам большого класса. Что касается сельских поселений, то там до сих пор население ездит на желтых Газелях, средний возраст которых более 15 лет. Наша задача – хотя бы частично поменять эту технику.

Далее немного расскажу о проекте «БКД». Прекрасный проект, но не все муниципальные образования могут себе позволить в нем участвовать. Требования для участия в проекте «БКД», которые, на мой взгляд, нужно менять: регулируемый тариф и магистральные маршруты. Например, в Краснодарском крае 85% маршрутов – это маршруты по нерегулируемому тарифу. Осуществление перевозок по магистральным маршрутам (обслуживаются МУП), а в малых городах вообще не существуют, не говоря о сельской местности. Также по проекту «БКД» сейчас могут участвовать только машины большого класса. Это не совсем правильно, потому что есть разные маршруты, где-то большой класс автобусов является чрезмерным. Тем более, если мы говорим о сельских поселениях, однозначно должны быть машины среднего и малого класса.

Следующая программа, которую хотелось бы затронуть — Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Автомобильная промышленность»). В моем понимании это программа по компримированному природному газу. Ряд регионов, ряд муниципальных образований (я говорю за Краснодарский край) просто не имеют газовых заправок. Город Краснодар (город-миллионник), который очень динамично развивается, один из трех быстро растущих городов России (за последние 10-15 лет численность населения в Краснодаре удвоилась), в котором находится всего 2 газовых заправки. Поэтому говорить о заправке автобусов газом не приходится. Автобусы стоят в очереди на заправку газом по 40 минут. Поэтому перевозчики и не хотят покупать такую технику из-за недостаточной инфраструктуры.

В рамках Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Автомобильная промышленность») предлагаются изменения в Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. Стоимость автобусов ПАЗ 320415 за год выросла на 21%. Для сравнения автобус этой же модели с газовым двигателем будет стоить почти на 2 млн дороже дизельного. Программа подразумевает под собой субсидию в размере 700 тыс. руб. В любом случае даже с учетом субсидии автобус для перевозчика будет почти на 1300 тыс. руб. дороже. Срок окупаемости (затраты на масла, фильтра и т.д.) значительно выше дизельной машины, поэтому тут спорная экономика. Раньше, когда субсидия была значительно выше, перевозчики в Краснодарском крае охотнее покупали машины на газомоторном топливе.

Таким образом, наиболее актуальной мерой поддержки, как автопроизводителей, так и перевозчиков, будет являться программа субсидирования производителей автотранспортной техники, предназначенной для перевозки пассажиров на маршрутах регулярного сообщения независимо от вида перевозок. Необходимо предусмотреть субсидии не только для производителей газомоторной техники, но и производителей автобусов, работающих на дизельном топливе. Это необходимо в связи с недостаточным количеством АГНКС, либо вообще их отсутствием в ряде субъектов Российской Федерации.

Читать далее:

Итоги выездного заседания Общественной палаты РФ на тему «Роль транспорта в развитии современного города» от 27.01.2023

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика