Сегодня в России на фоне санкций, проблем с доступностью автомобилей и запчастей службы такси столкнулись с целым рядом новых вызовов. За последние несколько лет рынок таксомоторных перевозок стремительно рос — за 2021 год выручка Яндекса увеличилась на 94%, до 131 млрд руб. Эксперты прогнозируют — совсем скоро ситуация сильно изменится.
Директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «ТАМА» Норайр Блудян считает недопустимым присутствие на рынке монополиста.
«На данный момент Яндекс остается монополистом на рынке — компания занимает свыше 95% рынка. Монополия — это прямая дорога к подорожанию услуги. Волатильность комиссии у Яндекса достигает 37%. В данной ситуации, как уже говорил президент Владимир Путин, возможно следует рассматривать вопрос национализации подобных сфер деятельности. Если до сих пор государство утверждало, что не обладает полномочиями по ограничению уровня комиссии агрегаторов, то в сегодняшней ситуации это прямой вопрос государства. Или государство должно предпринять какие-либо меры по ограничению прибыльности агрегатора, либо предпринять какие-то другие меры, которые не допустят коллапс системы. Стоит отметить, что за последние 10 лет Федеральная антимонопольная служба РФ так и не нашла рычагов, не взирая на совещания, коференции, круглые столы, объективного и действенного регулирования сферы агрегатора».
Председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников транспорта «Таксист» Андрей Попков отметил экономическую тяжесть ситуации для водителей такси и индивидуальных предпринимателей, которые работают на агрегатор.
«Цены на автомобили и запчасти выросли вдвое, в результате рентабельность такси приближается к нолю. На фоне падения курса рубля существенно сократился заработок таксистов, в том числе из-за снижения количества заказов: еще в начале года водитель такси зарабатывал в среднем до 5 тыс. рублей за смену, сейчас его доход уменьшился до 3 тыс. рублей. Помимо проблем с запчастями и стоимостью обслуживания важной проблемой для водителей такси стал рост процентов по кредитам и лизинговых платежей».
Вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин надеется, что без запчастей и обновления автопарка перевозчики все же не останутся.
«В подавляющем большинстве случаев перевозки в такси осуществляются на автомобилях корейского, российского производства и собираемых в нашей стране Renault. Эти компании не собираются уходить с российского рынка, а для самых ходовых моделей есть большое количество запчастей-аналогов. Без запчастей отрасль не остается, за исключением премиум-сегмента, где работают в том числе на немецкой технике. Тарифы на услуги такси пересматриваться не будут, поскольку государство очень пристально за этим следит и не даст крупным операторам этого сделать. Однако агрегаторы, в свою очередь, очень опасаются роста «серого» сегмента перевозок и для этого есть серьезные основания».
Напомним, что 11 марта 2022 года популярный сервис такси «Ситимобил» объявил о своем уходе с российского рынка. В компании пообещали выполнить все обязательства перед сотрудниками и партнерами в полном объеме, а также сообщили, что система каршеринга «Ситидрайв» продолжит свою работу.
Читайте далее: