Министерство транспорта Российской Федерации заявило, что активно мониторит соблюдение закона о такси. В свете недавних изменений в правовом поле такси, Минтранс принял на себя задачу контроля за исполнением новых требований, направленных на повышение безопасности и качества услуг такси.
Согласно новому законодательству, водители такси должны соответствовать определенным требованиям: иметь специальное разрешение, проходить обязательную регистрацию в системе электронного диспетчеризации и установку технических средств контроля. Минтранс отмечает, что следит за выполнением этих требований со стороны всех участников рынка такси — как крупных платформ, так и индивидуальных предпринимателей.
«Закон о такси» вступил в силу с 1 сентября 2023 года и мы обратились за комментарием к эксперту в этой области.
Роберт Ян, Главный редактор СМИ о городском транспорте и такси «БюроИКС», независимый транспортный аналитик
Отрасль такси давно нуждалась в обновлении нормативной базы. Принятые в 2011 году нормы регулирования не соответствовали ни условиям ведения бизнеса на этом рынке, ни составу его участников, ни тенденции в организации взаимодействий государства и бизнеса. На мой взгляд, Минтранс слишком поспешил с принятием проекта закона и проигнорировал существенную долю замечаний участников отрасли и экспертов. Как итог, вступивший в силу с 1 сентября закон создал несколько юридических аномалий, которые усложняют его исполнение. Ряд норм закона не просто сложны в реализации, а противоречат другим нормативным актам. Распределение регулирующего воздействия на участников неравномерно (агрегатор получает информацию из системы межведомственного обмена, а самозанятый перевозчик вынужден самостоятельно обходить все ведомства для подтверждения информации). Из договора фрахтования исключена ключевая стороны — фрахтовщик. Права пассажиров нарушены ограничениями ответственности перевозчика только страхуемыми рисками. Закон закрепил за основным организатором услуги (агрегатором) статус посредника и предоставил ему право устанавливать тарифы на услуги без учёта затрат исполнителя. В целом закон о такси в текущем виде стоит рассматривать как базовый нормативный акт, который в ближайшие пару лет должен быть приведен к нормальному виду. Процесс внесения поправок в этот закон должен основываться не только на мониторинге его исполнения. Очень важно создать условия для цивилизованного развития отрасли без ущемления интересов самых незащищенных участников — пассажиров и водителей.
В заключении слов нашего эксперта хотим отметить, что мониторинг закона о такси позволяет выявлять слабые места его реализации и оперативно принимать меры по их исправлению. Благодаря этому, правительство может эффективно реагировать на вызовы и требования индустрии такси, улучшая условия работы и обеспечивая более высокий уровень сервиса. Положительный результат от нового закона это дело времени.
Читать далее:
Принят закон об обязательном страховании пассажиров такси: сколько придется доплатить пассажирам?