Анализ практики разработки документов транспортного планирования

На XVII Международном форуме и выставке «Транспорт России» в ходе круглого стола «Автомобильные перевозки пассажирским транспортом общего пользования: глобальные тренды развития» руководитель отдела комплексного развития транспорта ОАО «НИИАТ» Михеева Татьяна Владимировна выступила с докладом на тему «Практика разработки документов транспортного планирования».

Разработка документов транспортного планирования стала своеобразным трендом в городских агломерациях и регионах.

Был создан экспертный совет при Министерстве транспорта РФ по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов РФ. Целями данного экспертного совета являются контроль качества документов транспортного планирования и обеспечение единообразия выполняемых работ и утверждаемых документов.

Основная статистика по экспертному совету:

ПКРТИ-Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, КСОТ-Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, КСОДД-Комплексная схема организации дорожного движения

Почему так происходит? Документы разработаны не везде и ещё не везде и есть потенциал для дальнейшего их развития и внедрения. Если подробнее рассмотреть аналитику, то можно выделить причины:

  • Отсутствует анализ территориального размещения населения и предприятий, их связи и влияние на транспортную систему;
  • Анализ параметров дорожной инфраструктуры не проводится с использованием инструментальных обследований;
  • Данные об автомобилизации не используются при разработке мероприятий;
  • Анализ работы транспорта общего пользования не учитывает информацию о перераспределении пассажиропотоков между разными видами транспорта (в том числе с учетом ГЭТ).

Мероприятия также не учитывают сроки действия контрактов маршрутов по регулируемым тарифам и сроки действия свидетельств на маршруты по нерегулируемым тарифам. Предложения по изменению трассировки маршрутов, используемому подвижному составу и интервалам движения основываются на неполных данных. Это тоже причины полученной статистики по словам спикера.

Никакая транспортная реформа не может быть нормально внедрена, если мы понимаем, что свидетельства по нерегулируемым тарифам например, заканчиваются через 5 лет во время проведения реформы. От неправильного подхода к разработке документов страдает качество.

Сердце транспортного планирования ― социологические опросы и транспортные обследования. Если обследование проведено не качественно, то в дальнейшем будут сделаны неверные выводы, а соответственно будет сформирована неверная модель транспортного планирования всей системы. На слайде показан пример, где рабочие поездки в регионе составляли всего 7%, то есть социальные опросы показали, что всего 7% людей работает — это очень странная ситуация, так не бывает: это либо проблемы с качеством выборки, либо низкое количество опрошенных.

Также спикер отметила проблему с графическими материалами, которые иногда делаются очень небрежно, с низким уровнем наглядности.

К сожалению, в связи с тем, что часто команды в регионах меняются, сложно новым командам продолжать работу за старыми. И вот наглядность, которую может обеспечить графический материал, в том числе улучшит ситуацию. 

Татьяна Владимировна также отметила, что в дорожных картах мероприятий часто не учитывают взаимодействие с разными видами транспорта и, что мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры и развитию транспорта общего пользования не связаны между собой.

Были отмечены основные принципы разработки документов транспортного планирования в ОАО «НИИАТ»:
•Соответствие требованиям нормативных документов отрасли;
•Изучение передовых российских и мировых практик;
•Целесообразность мероприятий;
•Практическая реализуемость мероприятий;
•Приоритет на развитие систем транспорта общего пользования, в том числе ГЭТ;
•Ориентированность на принципы экологичности и устойчивого развития.

Татьяна Владимировна в качестве примера привела разработку документов транспортного планирования Псковской области, где была поставлена задача прогнозирования данных об изменении спроса пассажиропотоков на автомобильном и железнодорожном транспорте при увеличении скорости движения поезда Псков — Санкт Петербург.

Была проведена разработка документов транспортного планирования Уфимской и Стерлитамакской городских агломераций.

Спикер рассказала о развитии транспортной системы Курской городской агломерации и Курской области, где были проведены мероприятия по развитию инфраструктуры транспорта общего пользования.

И в заключении были отмечены такие документы как РКПТО и РСТО.

У меня большая надежда связана с этими документами, потому что у данных разработок появляется понятный правовой статус и это понятная основа для финансирования. Чтобы те, кто будут реализовывать реформы или даже просто мероприятия у себя на местах — могли бы показать четкие моменты.

Читать далее:

Практика подготовки документов транспортного планирования в регионах Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика