На Транспортной неделе обсудили развитие водного транспорта в современных условиях

Во второй день Транспортной недели, 16 ноября, в рамках Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла отраслевая конференция «Водный транспорт в новых условиях: взгляд за горизонт». Приглашенные эксперты из государственных структур и сферы бизнеса обсудили развитие международных транспортных коридоров, обновление флота и перспективы для внутреннего водного транспорта. В конференции приняли участие заместитель Министра транспорта Александр Пошивай, руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев, специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, и другие эксперты.

Александр Пошивай отметил значимость и актуальность Транспортной стратегии до 2035 года, принятой в прошлом году. Она позволила оперативно ответить на вызовы, связанные с введением международных санкций. Основная цель транспортной политики – переориентация грузопотоков. В связи с этим заместитель Министра отметил особую значимость транспортного коридора «Север-Юг», инфраструктуру которого модернизируют Минтранс совместно с Росморречфлотом. «Потенциал роста – практически двукратный к 2030 году», – сообщил замминистра. Александр Пошивай подчеркнул, что, несмотря на все сложности, в 2022 году заметен рост грузо- и пассажироперевозок.

«Наиболее сильно пострадали от введенных санкций со стороны недружественных стран порты Балтийского бассейна. Грузопотоки отсюда были переориентированы на Восточное направление и в порты Азово-Черноморского бассейна. Теперь перед портами Ленинградской области стоит задача компенсировать выпадающий объем грузов, прежде всего, контейнерных, в том числе за счет переориентации отечественных внешнеторговых грузов из портов сопредельных государств, а также обеспечить снабжение Калининградской области в условиях транспортных ограничений, установленных со стороны недружественных стран. В южном направлении Турция остаётся надежным партнёром с точки зрения сотрудничества в области логистики. Минтранс активно ведет работу по выстраиванию эффективного паромного сообщения между морскими портами Российской Федерации и Турецкой Республики, развивает инфраструктуру для обработки судов типа RO-RO. В Дальневосточном бассейне отмечается рост перевалки внешнеторговых грузов в контейнерах (особенно импорт) и металлов. Основным торговым партнером России по-прежнему остается Китай, при этом увеличивается товарооборот с портами Индии, заинтересованными в поставках российского угля и наливных грузов. Расширяется торговое сотрудничество с Вьетнамом. При этом наблюдается высокая нагрузка на работу железнодорожной инфраструктуры и морских портов, в частности, имеются трудности с вывозом импортных контейнерных грузов из портов Приморского края. Решению этой проблемы сейчас уделяется особое внимание как в регионе, так и на федеральном уровне», — сказал заместитель министра.

Тему важности коридора «Север-Юг» продолжил и заместитель председателя правительства Астраханской области Денис Афанасьев. В частности, он отметил, что сам коридор вдвое короче своих аналогов. Сегодня заметна живая заинтересованность в развитии коридора со стороны дружественных государств, выражаемая в инвестициях в развитие портовой инфраструктуры. Благодаря этим и другим шагам станет возможным гарантировать политическую независимость нашей страны в части доставки грузов.

«В настоящий момент завершаются работы по формированию территорий портовой особой экономической зоны в рамках первого этапа проекта. Завершение первого этапа позволит увеличить к концу 2024 года грузооборот порта Оля на 3,3 млн тонн. Завершение строительства первой очереди порта особой экономической зоны планируется к концу 2023 года. Выделено финансирование из федерального бюджета на строительство объектов инфраструктуры в объеме 2,5 млрд рублей», — отметил Денис Афанасьев. В презентации спикера также было сказано, что на втором этапе предполагается строительство нового грузового района с контейнерным терминалом. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2025-2027 года. Отмечается, что это позволит увеличить грузооборот к 2030 году до 8 млн тонн, а к 2050 — до более чем 19 млн тонн.

Об освоении Северного морского пути рассказал специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Он сообщил, что за последние пять лет Россия перешла на новый качественный уровень понимания морской логистики и приобрела такие компетенции и знания, которыми не обладает ни одно зарубежное государство или компания. Сейчас поставлена задача перейти к круглогодичной навигации СМП в восточном направлении к 2024 году.

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Борис Кабаков сообщил, что общая потребность в новых судах отечественного производства оценивается ведомством в 1200 ед. «На 63 судостроительных предприятиях в разной степени готовности уже 297 судов. Если будем так продолжать, то в отрасли появится дефицит металла», уточнил спикер.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев, в свою очередь, отметил, что такой бурный рост не является нашим мгновенным ответом на санкции, которые вынудили ускорить темпы развития кораблестроения. Он подчеркнул, что фундамент для этого был заложен в решениях о государственной поддержке судоходства, принятых еще в 2016 году. Тогда началась массовая модернизация верфей и строительство новых, таких как сверхсовременная «Звезда».

Специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов добавил, что Одним из результатов решений 2016 года стало то, что ледоколы для Северного морского пути (СМП) стали уходить с судостроительных верфей ежегодно. «В 2020 году – «Арктика», в 2021-м – «Сибирь», в 2022-м – «Урал» и «Якутия», на очереди – «Чукотка». С 2024 года навигация по этому маршруту будет круглогодичной на всей его протяженности. Для этого достаточно тех 7 атомоходов, которые есть в нашем распоряжении. А для того, чтобы сократить дистанцию между ледоколами на СМП с 500 до 200 миль, что планируется осуществить до 2030 года, потребуется построить еще 6 ледоколов», — рассказал он.

Итоги конференции подвел Захарий Джиоев. «Вызов – это и окно возможностей. Логистика будет определяющей для экономики. Там, где будут формироваться новые маршруты, там будут возникать точки роста», – заявил он в своей речи. Особый акцент глава Росморречфлота сделал на важности для бизнеса внутренних водных путей и развития морских глубоководных терминалов. Говоря о транспортных коридорах, Захарий Джиоев подчеркнул значимость коридора «Север-Юг», исходя даже не из объема перевозок на данный момент, а из его геополитического потенциала.

 Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика