В понедельник 4 марта 2024 года в Министерстве транспорта Российской Федерации прошел Съезд Союза Транспортников России на тему: «Программы по развитию транспортного комплекса Российской Федерации до 2030 года». На съезде Союза Транспортников России со своим обстоятельным докладом выступил вице-президент Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Трофименко Юрий Васильевич, который рассказал о предложениях по развитию транспортной науки.
Юрий Васильевич Трофименко, отметил, что актуальность вопроса, приоритеты и перспективы развития фундаментальной и отраслевой науки определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 года № 145, отмечались в Послании Президента Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года.
Транспортная наука является ключевым фактором в обеспечении эффективности, безопасности, экологичности транспортных систем. С развитием транспортной науки появляются новые технологии и методы, которые позволяют оптимизировать использование ресурсов, сокращать временные и финансовые затраты, а также улучшать качество обслуживания пассажиров и грузов.
Ключевыми технологическими трендами, определяющими кардинальную трансформацию транспортного комплекса до 2030 года, по мнению Юрия Васильевича, являются:
- диверсификация источников энергии на транспорте (электрификация, водородные технологии);
- цифровизация, беспилотные, высокоавтоматизированные транспортные средства, интеллектуальные транспортные системы, сочетание автоматизированного вождения и автоматизированной логистики;
- формирование цифровых двойников транспортных объектов и технологий, биометрических ИТС управления транспортными средствами;
- минимизация рисков потери устойчивости транспортных систем в связи с внешними вызовами, климатическими изменениями, природно- и энергоресурсными ограничениями;
- управление мобильностью, транспортным поведением разных фокус-групп населения и индивидуумов для повышения качества жизни, уменьшения социального и цифрового неравенства; персонализация транспортных услуг.
В докладе были рассмотрены альтернативные направления исследований систем управления перспективными автотранспортными средствами, которые актуальны и для всех других видов транспорта.
Юрий Васильевич в своем докладе отметил, что эти, а также другие перспективные направления научных исследований отражены в содержании паспортов научных специальностей ВАКа по транспорту, которые были разработаны с привлечением ученых Российской академии транспорта.
Тренд построения номенклатуры научных специальностей – обеспечение реальной интеграции отдельных видов транспорта путем переключения прикладной науки на решение общетранспортных проблем, что соответствует ключевому принципу развития транспортного комплекса — переход от конкуренции отдельных видов транспорта между собой к их взаимодополнению при удовлетворении потребностей экономики и населения в транспортном обслуживании.
Юрий Васильевич Трофименко рассказал, что Российская академия транспорта — крупнейшая общероссийская научная организация, объединяющая ученых, специалистов и руководителей в области транспортной науки и практики, которая уже более 30 лет принимает активное участие в разработке, совершенствовании и реализации приоритетных решений в области развития транспортной системы Российской Федерации. Членами Российской академии транспорта являются более 650 докторов и кандидатов наук из 48 субъектов Российской Федерации.
Только за 2021-2023 годы членами Академии проведено более 150 мероприятий (в том числе ОНЛАЙН конференций); ОПУБЛИКОВАНО более 1000 публикаций и монографий в рецензируемых изданиях; выполнено более 100 НИР; проведено 4 крупных общеакадемических мероприятия, в т.ч. Конференция «РОЛЬ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТА» а также совместная пленарная дискуссия с РАН по теме «Наука в движении: живые транспортные системы» в рамках Транспортной недели 2023 года. В рамках РАТ действуют печатные и электронные СМИ «Агентство транспортной информации РАТ», профильные телеграмм-каналы с суммарной аудиторией 3500-4000 читателей ежедневно, а также рецензируемое издание ВАК журнал «Транспорт РФ», который входит в первый квартиль.
В своем докладе Юрий Васильевич Трофименко затронул организационные вопросы развития транспортной науки в РАТ:
- В транспортных и других технических вузах сформированы и начали работать диссертационные советы ВАК по всем научным транспортным специальностям, в том числе на новых территориях.
- Сформирован и утвержден ВАКом перечень категорированных научных журналов по всем научным транспортным специальностям. В категорию К1 включен журнал «Транспорт Российской Федерации», учредителем которого стала Российская академия транспорта.
- Активизировано сотрудничество РАТ с Российской академией наук: проводятся совместные конференции, круглые столы, создан и работает объединенный ученый совет РАТ и РАН.
- В рамках созданных в структуре РАТ комитетов сформированы и начали работать Научно-технические советы, где рассматриваются результаты актуальных НИР и ОКР, формируются предложения по развитию прикладных научных исследований на транспорте и их внедрению.
Юрий Васильевич сообщил, что Академия активно участвует в решении ключевых транспортных проблем, стратегических вопросов развития транспортной инфраструктуры, осуществляет координацию и укрепление научных межотраслевых и межрегиональных связей, занимается изучением комплексного развития и взаимодействия разных видов транспорта. В числе основных направлений деятельности можно выделить следующие:
- Разработка концепций, технико-экономических обоснований строительства объектов транспортной инфраструктуры.
- Научно-техническая, экспертная и методическая поддержка проектов строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
- Разработка нормативно-технических документов и научно-технических обоснований (СП, ГОСТ, СТУ, СТО).
- Проведение комплексных научно-исследовательских работ.
В качестве примера можно указать комплексную научную разработку ОАО «РЖД» и ученых РАТ — «виртуальная сцепка», позволившую на действующей инфраструктуре в режиме автоведения сократить вдвое расстояние между попутно следующими поездами. Уже более 34 тысяч таких поездов в год проводятся на Восточном полигоне, что позволило даже в сегодняшней сложной ситуации получить необходимый резерв пропускной способности. Как безусловно нужная стране и выполненная на высоком научно-техническом уровне данная работа рекомендована на получение премии Правительства Российской Федерации.
В докладе была приведена схема важного направления деятельности ученых РАТ – проведение технологического аудита и экспертизы инновационных технологических решений и проектов. Механизм отработан и предлагается к использованию в рамках деятельности Минтранса России для осуществления в том числе методологической и экспертной поддержки процессов интеграции приоритетов в проектах развития всех видов транспорта.
Юрий Васильевич рассказал о ключевых предложениях РАТ в проект НП «Транспорт»:
- Увеличить расходы на отраслевую науку до 2% инвестиций в транспорт.
- Создать систему заказа и финансирования долгосрочных отраслевых НИР/НИОКР на 3-5 лет
- Дополнить раздел «Кадровое обеспечение и развитие науки» проектами по различным видам транспорта.
- Включить в структуру НП отдельного федерального проекта по обновлению и развитию городского пассажирского транспорта.
- Включить в НП исследования перспективных механизмов устойчивого финансирования модернизации городских и агломерационных транспортных систем.
Предлагается повысить роль РАТ как координатора отраслевой науки путем:
- научно-методологической и экспертной поддержки процессов интеграции приоритетов в проектах развития всех видов транспорта в НП «Транспорт», других транспортных проектах и программах;
- участия в разработке перспективной программы научных исследований и разработок Минтранса России;
- участия в формирование и обсуждение Плана НИОКР Минтранса России;
- делегирования РАТ функции «Служба заказчика» отраслевых крупных проектов и научных НИР (формирование технических заданий, экспертиза выполнения отдельных этапов, приемка работ, технологический и ценовой аудит).
Помощник Президента России Игорь Евгеньевич Левитин прокомментировал выступление Юрия Васильевича Трофименко:
Действительно, у нас сегодня нет аудита проектов от науки. Попробуйте взять кредит в банке на какой-то крупный проект. Банк Вас всегда отправит сделать аудит и обоснование инвестиций. Мы, к сожалению, идем в большие проекты (в триллионные) без научного обоснования этих проектов. Постановка правильная, и Министерство транспорта должно просто «биться» за то, чтобы все эти проекты, которые выносятся на Правительство, проходили научный аудит. Проекты все по 5-7 лет, а каждый год меняется технология. Ни один наш проект мы не закончили по тем деньгам, которые планировали в начале. Всегда в 2-3 раза дороже. Я полностью поддерживаю, чтобы все такие крупные проекты проходили научный аудит. Министерство транспорта России и Союз транспортников России должны выделить несколько приоритетных научных организаций и ссылаться на их заключения.
Читать далее:
В Министерстве транспорта прошел Съезд Союза Транспортников России