В городе Ашхабаде 19-20 января 2023 года прошел Российско-Туркменский бизнес-форум, призванный способствовать углублению торгово-экономического и промышленного сотрудничества Российской Федерации и Туркменистана. Панельные сессии форума были посвящены тематике российско-туркменского сотрудничества, в том числе, в области транспорта и логистики. Российскую делегацию возглавил председатель Правительства России Михаил Мишустин в составе министра экономического развития РФ Максима Решетникова и его заместителя – Дмитрия Вольвача. По заявлению Михаила Мишустина, Россия и Туркменистан в рамках расширения сотрудничества в транспортной сфере могут нарастить поставки автомобильной и ж/д техники, увеличить грузооборот портов на Каспии, а также реализовать проект по строительству автомагистрали вдоль восточного побережья Каспийского моря.
«Особое значение придаем формированию международных транспортных маршрутов, и здесь наша позиция полностью совпадает с подходами туркменистанских коллег. Вместе работаем над развитием международного транспортного коридора «Север-Юг», выходим на полную пропускную мощность. Это откроет для бизнеса широкое поле возможностей, связанных со строительством инфраструктуры, сервисных и торгово-логистических центров, модернизации морских портов. Один из перспективных совместных проектов РФ и Туркменистана, обсуждаемых в настоящее время, – строительство автомагистрали вдоль восточного побережья Каспийского моря. Необходимо увеличить грузооборот российских и туркменистанских портов на Каспии, расширить поставки железнодорожных локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов», — сказал Михаил Мишустин, выступая на пленарной сессии форума.
Новые поставки планируются также в сфере автомобилестроения. «Здесь очень популярны наши грузовые автомобили, прежде всего «КАМАЗ». Сейчас совместно с туркменистанскими партнерами отечественные автопроизводители прорабатывают портфель новых заказов в текущем году», — отметил Мишустин. Россия и Туркменистан рассматривают также кооперацию в сфере судостроения на базе верфей обеих стран. «Имеется и большой потенциал в сфере судостроительной кооперации, которая должна выстраиваться на взаимовыгодной основе с использованием строительных площадок наших двух стран», — заявил премьер-министр.
Также на площадке форума глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров обсудил с генеральным директором агентства транспорта и коммуникаций Туркменистана Мамметханом Чакыевым развитие международного транспортного коридора «Север – Юг». Олег Белозёров отметил, что в минувшем году объёмы грузовых перевозок в российско-туркменском сообщении по сравнению с 2021-м увеличились на 11%. Контейнеров перевезено на 73,6% больше, чем годом ранее: «Через Туркмению пролегает восточная ветвь коридора Север – Юг. ОАО «РЖД» совместно с туркменскими коллегами проводит «раскатку» коридора. С октября прошлого года «Российские железные дороги» организовали регулярный ежемесячный сервис по перевозке контейнеров маршрутными поездами. Также были установлены специальные тарифы на перевозки контейнеров из России в Иран транзитом по железным дорогам Туркменистана и Казахстана. Для полной реализации потенциала восточного маршрута коридора Север – Юг планируется улучшать всю транспортно-логистическую цепочку: погрузку на терминалах в России, проследование через пограничные туркмено-иранские переходы, где осуществляется перегруз контейнеров на иранские вагоны колеи 1435 мм, обеспечение доставки груза до грузополучателей в Иране. Через железнодорожную сеть Туркменистана также организованы перевозки неконтейнерных грузов в Индию, ОАЭ, Турцию и другие страны. Перспективы развития МТК Север – Юг предусматривают модернизацию и строительство железнодорожной инфраструктуры Туркменистана. «Российские железные дороги» готовы участвовать в этих проектах».
На заседании с докладом выступил и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. Глава региона в своем докладе сообщил, что в целях развития коридора «Север — Юг» по поручению Правительства РФ в регионе сформирован Каспийский кластер, в который вошли две особые экономические зоны: портовая и промышленно-производственная. Активно привлекаются инвестиции в транспортно-логистическую сферу, создаётся крупнейший на юге России контейнерный хаб, в проработке — новые терминалы по перевалке масла и зерна.
«В 2024 году с вводом первой очереди портовой зоны прогнозируется увеличение грузооборота через астраханский воднотранспортный узел более чем на 3 млн тонн, а общая мощность причалов по итогу формирования портовой зоны составит около 20 млн тонн. Перед партнёрами открываются перспективы привлечения грузов, которые смогут переправляться в Россию через астраханский воднотранспортный узел из Киргизии, Узбекистана и других стран Центральной Азии. Это позволит Туркменистану дополнительно нарастить свой транзитный потенциал. При этом Астрахань могла бы стать главной базой по перевалке и распределению таких товаров в России. Мы приветствуем решение об открытии на территории нашей особой экономической зоны логистического центра Туркменистана, который, безусловно, будет способствовать успешному воплощению этих планов», — сказал Игорь Бабушкин.
Также губернатор отметил, что принципиальное решение Туркменистана об участии в развитии коридора «Север — Юг» позволит соседнему дружественному государству стать важнейшим перевалочным пунктом для российских товаров в страны Центральной Азии и для этого, прежде всего, необходимо наладить регулярную судоходную линию на Каспии.
Читайте далее: