1 ноября в Уфе прошла конференция «Механизмы оценки транспортной реформы». Это значимое событие, посвященное транспортной сфере, впервые привлекло внимание города и экспертов из других городов, став, по словам представителей Администрации, лишь началом широкомасштабной работы по реформированию системы.
Прежде Уфа оставалась за пределами сообщества городов, поэтапно воплощающих транспортную реформу, и тем самым утратила драгоценный опыт и наработки, что собирались другими городами.
Глава администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Ратмир Мавлиев:
До последних нескольких лет ситуация с пассажирским транспортом в Уфе оставляла желать лучшего: разношерстные автобусы с несоблюдающими ПДД водителями, давно устаревший парк электротранспорта, не было какой-либо единой системы оплаты и тд.
Сейчас же мы заинтересованы не только в поставках и обновлении парка общественного транспорта, но и в том, чтобы этот механизм работал чётко, слаженно как для пассажиров, так и для перевозчиков. И привлечение ведущих экспертов, имеющих научные компетенции, а также представителей транспортной сферы других регионов и городов, поможет нам ориентироваться на положительный опыт и применять его в городе для более тонких и сложных настроек системы.
Уже сейчас значительно обновился парк: закуплены автобусы, электротранспорт: 25 троллейбусов, поступают трамваи из Москвы. Да, трамваи не новые, но в условиях старинных уфимских составов это, можно сказать, почти новые вагоны.
Кстати, именно на развитие электротранспорта делает ставку Администрация Уфы. Именно с подачи главы Администрации согласовано финансирование обновления трамвайных путей, чтобы новые поступившие вагоны работали исправно в течение длительного времени, а также улучшался внешний облик улиц города.
О вопросах развития электротранспорта и в частности о трамваях Pesa рассказал И.о. директора МУП УИТ г. Уфы Олег Хмарин.
Начальник департамента транспорта администрации города Пермь, Анатолий Путин, представил доклад, наполненный глубокой аналитикой и богатым опытом преобразований, осуществленных в Перми. Как известно, Пермь заслуженно выделяется среди городов, успешно воплотивших этапы реформы в реальность.
Также выступление руководителя Проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Дениса Новохацкого было очень полезным в плане передачи опыта по проведению реформы в Новокузнецке.
С научной точки зрения вопрос по проведению следующих этапов транспортной реформы также прорабатывается. На конференции с этими темами выступили эксперты заместитель директора ФГБУ «НЦКТП» Татьяна Михеева и к.т.н., директор ООО «Институт прикладных транспортных исследований» Дмитрий Енин.
В последние годы в Уфе произошло заметное и благоприятное преобразование сферы пассажирского транспорта. Впереди ещё предстоит значительный объём работы, но отклик Москвы и других регионов, выразивших готовность поддержать научными знаниями и практическим опытом, вселяет оптимизм и уверенность в том, что Уфу действительно ожидают позитивные изменения.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович:
Очень отрадно, что подобные конференции, такие как прошедшая в Уфе, организуют именно муниципальные власти. В отличие от некоторых городов-миллионников, администрация города Уфы сохранила за собой полномочия по организации транспортного обслуживания населения, а не передала их на уровень региональной власти.
Напомню, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания, согласно 131-му федеральному закону (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), находится в компетенции органов местного самоуправления. Мне представляется, что это абсолютно правильное законодательное решение. И многие города, которые сохранили за собой подобные полномочия, достигли уже значительных успехов. В частности, столица Пермского края, город Пермь, является лидером в области эффективности работы общественного транспорта. Отрадно, что и город Уфа, под руководством мэра, стал одной из немногих площадок, где по-настоящему предметно и профессионально обсуждаются насущные вопросы функционирования транспорта общего пользования и происходит обмен мнениями между представителями разных городов и регионов, в разное время занимавшимися структурными реформами работы общественного транспорта в своих городах.
Отрадно, что на таких площадках можно обсуждать не только успехи проводимых реформ, но также делиться насущными проблемными вопросами в организации функционирования транспорта общего пользования. Присутствующие на конференции спикеры являются источниками ценнейшей информации и опыта в проведении транспортных реформ в городах. В этом плане подобные обсуждения, проводимые в стенах администрации города Уфы, являются отличным заделом на этапе планирования реформ и служат делу повышения эффективности и функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования в столице Башкортостана.