В Москве на территории ЦВК «Экспоцентр» стартовала выставка автобусов и оборудования для городской мобильности Urbantrans 2024, которая продолжает традиции прежней выставки BW Expo Moscow. В рамках мероприятия представлены реальные образцы техники и комплектующих. Кроме того, Urbantrans 2024 сопровождается насыщенной деловой программой Urbantrans Mobility Forum, на которой участники обсуждают злободневные темы транспортной политики, модернизации общественного транспорта и обновления подвижного состава.
В соответствии с утверждённым бюджетом Российской Федерации, на реализацию федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в период 2025-2027 годов выделено около 60,12 миллиарда рублей. Для сравнения, на программу обновления автобусного парка с использованием специальных казначейских кредитов в 2023-2024 годах было направлено 50 миллиардов рублей. В ходе Панельной сессии на тему «Развитие пассажирского транспорта РФ до 2035 года» ведущие производители и дилеры подвижного состава обсудили свои взгляды на будущее российского пассажирского транспорта, а также поделились статистическими данными и прогнозами по рынку коммерческого транспорта.
Модератором выступил Денис Загарин, директор Центра испытаний в ФГУП «НАМИ».
Оксана Михеева, заместитель директора по маркетингу Минского автомобильного завода:
МАЗ имеет большие компетенции в производстве пассажирского транспорта. Им завод занимается 30 последних лет.
В России работает более 13 тыс. автобусов МАЗ. Завод делал анализ рынка подвижного состава России. В обновлении нуждается более 65 тыс. единиц транспорта. Направление обновления подвижного состава обозначены в национальных целях Российской Федерации. Техника МАЗ интегрируется для реализации этих целей – предоставляется широкий модельный ряд среднего, большого и особо большого класса. В прошлом году на рынок выпущен туристический автобус. Также МАЗ является единственным в СНГ производителем перронных автобусов. МАЗ основной уклон делает на развитие газомоторного и электрического транспорта.
Цель МАЗа – сделать союзный продукт, 100% российско-белорусская локализация.
Концепция Smart City позволит сделать общественный транспорт более доступным и удобным. В 2025 году на рынок планируется выпустить газомоторные автобусы (КПГ, СПГ) третьего поколения (МАЗ-303), в 2026 году – автобус среднего класса МАЗ-306. Затем – автобусы и электробусы особо большого класса МАЗ-305.
С 2027 года планируется полностью отказаться от выпуска автобусов второго поколения. В качестве двигателей для автобусов МАЗ планируется использовать продукцию Ярославского моторного завода. Продукция МАЗа может быть допущена к российским программам поддержки, МАЗ готов участвовать в обновлении подвижного состава РФ. В 1 квартале 2025 года планируется запустить новый производственный цех, в котором будут производиться автобусы, троллейбусы и электробусы третьего поколения.
Наталья Плетникова, ГК «Современные транспортные технологии» напомнила, что в основе пассажирских перевозок – человек, и всё делается ради человека. Термин «пассажир» необходимо заменять термином «человек»:
Разговор пойдёт о трёх группах людей, нуждающихся в индивидуальном подходе.
- Первая – маломобильные люди. Возможность воспользоваться транспортом есть не у всех. Программы социального такси ограничены по распространению в регионах и недоступны по финансам.
- Второе направление – туристические группы. Поддерживается формирование парка больших автобусов, организованных групп. Большинство туристов не готовы путешествовать с большим количеством незнакомых людей. Транспорт для малых туристических групп, индивидуальных и маломобильных туристов не в фокусе внимание.
- Третья группа – малые города с численностью населения не более 50 тыс. жителей и сельские направления, они тоже не в фокусе.
Для маломобильных пассажиров необходимо разработать нормативы расчёта обеспечения регионов специализированным транспортом и отдельные квоты под обеспечение регионов спецтранспортом для использования в качестве социального такси (муниципального и коммерческого).
Для туризма нужна разработка и реализация долгосрочной программы субсидирования приобретения малых туристических автобусов и электробусов.
Для малых городов и сельских территорий требуется разработка и реализация долгосрочной программы субсидирования расширения и обновления автобусного парка.
Максим Каров, директор департамента маркетинга ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ, отметил, что транспортная отрасль живёт в парадигме двух мероприятий:
- Первое – прошедший в августе 2023 года Госсовет по транспорту.
- Второе – федеральный проект «Развитие общественного транспорта», начинающий работу с 2025 года.
За это время произошла трансформация задач обновления пассажирского транспорта. Вместо 57 тыс. автобусов необходимо обновить только 30 тысяч, вместо ежегодного снижения среднего возраста парка – 85% парка в пределах нормативного срока эксплуатации.
На регулярных перевозках работает 135 тыс. автобусов, которые перевозят 10 млрд пассажиров. 115 тыс. автобусов должны быть в нормативном сроке. При этом что такое нормативный срок – нигде не утверждено, кроме рекомендаций производителей. «Группа ГАЗ» проанализировала весь рынок автобусов с 2012 года.
В начале периода соотношение российских и зарубежных автобусов было 78/22, затем изменилось до 94/6, сейчас 80/20.
К 2024 году произошла серьёзная специализация: рынок кардинально разделился на городские и междугородные перевозки, а доля универсальных автобусов сократилась до 30%. Доля б/у автобусов, поступающих в Россию, сократилась в обновлении парка с 7%: практически до нуля.
Для развития отрасли нужен НИОКР, создание новых моделей на унифицированной базе. Состав автобусов за 10 лет кардинально изменился: добавилась телематика, климат-контроль, оплата проезда, подсчёт пассажиропотоков. Разница между новыми автобусами в 2012 и 2024 году колоссальная.
Несмотря на всё многообразие, необходимо работать над двумя стандартами: едином стандарте транспортных средств, которые будут поставляться в рамках федеральных программ, и муниципальном стандарте городских агломераций.
Единый стандарт транспортного средства должен быть согласован с субъектами РФ и производителями, носить обязательный статус и долгосрочный характер. В ближайшее время «Группа ГАЗ» выведет на рынок дизельный микроавтобус ГАЗель CITYMAX 8.
Читать далее: