Urbantrans 2024: Максим Каров поделился информацией о текущей ситуации на рынке автобусов

В Москве на территории ЦВК «Экспоцентр» стартовала выставка автобусов и оборудования для городской мобильности Urbantrans 2024, которая продолжает традиции прежней выставки BW Expo Moscow. В рамках мероприятия представлены реальные образцы техники и комплектующих. Кроме того, Urbantrans 2024 сопровождается насыщенной деловой программой Urbantrans Mobility Forum, на которой участники обсуждают злободневные темы транспортной политики, модернизации общественного транспорта и обновления подвижного состава.

В соответствии с утверждённым бюджетом Российской Федерации, на реализацию федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в период 2025-2027 годов выделено около 60,12 миллиарда рублей. Для сравнения, на программу обновления автобусного парка с использованием специальных казначейских кредитов в 2023-2024 годах было направлено 50 миллиардов рублей. В ходе Аналитической панельной сессии «Рынок коммерческого транспорта: статистика и прогнозы» ведущие производители поделились статистическими данными и прогнозами по рынку коммерческого транспорта.

Модератором сессии выступил Сергей Удалов, исполнительный директор АА «Автостат»:

За 11 месяцев рост рынка продаж легковых автомобилей – 54%, по итогам года ожидается 50%.
Лёгкие коммерческие автомобили – рост на 26%. По грузовым автомобилям – падение на 12%, но прошлый год был очень продуктивным (рост на 74% по сравнению с 2022 годом). Автобусы – рост на 21%.

Еженедельные продажи техники демонстрируют рост по сравнению с 2023 годом, рынок продаж чувствует себя достаточно неплохо, несмотря на ключевую ставку. Бизнесу тяжело обновлять парку. Надежда на то, что будут корпоративные закупки.

В рынке новых лёгких коммерческих автомобилей было два пика продаж. Первый – апрель, когда объявили новые цифры утилизационного сбора. Второй – октябрь, когда вступило в силу первое увеличение утильсбора. В месяц было продано 13 тыс. коммерческих автомобилей, в то время как весь год показатель держался на уровне 8-9 тыс. Более половины рынка (54%) – ГАЗ. ВАЗ демонстрирует рост за счёт модели «Ларгус» (додя 16%). Некоторый спад у УАЗа, удерживающего 10% рынка. На рынке появился Dong Feng. Самое популярное семейство – ГАЗель Next (32,7%). 7,5% у Sollers Atlant. Доля юрлиц в продажах – 75%, остальной объём приобретают частные лица, однако прогнозируется снижение их активности.

Позитивные факторы – рост объёма и развитие логистики перевозок, восстановление отечественного производства, меры господдержки. Негативные — рост цен на автомобили и компоненты, ужесточение условий кредитования и лизинга, отсутствие продаж глобальных брендов, слабый интерес к сегменту со стороны Китая.

О состоянии на рынке автобусов рассказал Максим Каров, директор департамента маркетинга ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ:

В этом году в России достигнут уровень продаж 19 тыс. автобусов в год. Выше показатели были только в 2006-2007 годах. По сравнению с минимальным рынком в 2015 году (8500 автобусов) рост составил 2,2 раза. По сравнению со средним уровнем за 2018-2022 годы (13 тыс.) рост составил 6000 автобусов (46%).

Наблюдается возврат к импорту. Если в 2012 году около 22% рынка занимал импорт, в основном европейский, то сейчас 20% обеспечивается в основном Китаем.

Максим Каров отметил, что с рынка практически исчезли ввозимые автобусы, что даёт оптимизм отечественным производителям. Проведено сопоставление нижней точки рынка (2015 год) с моментом старта заключения брутто-контрактов. В 2020 году начался массовый старт транспортных реформ, после чего рынок стал поддерживаться на уровне 13,5-14 тыс. единиц в год. Пик 2023-2024 гг. достигнут за счёт крупных федеральных программ (СКК и ГТЛК-ФНБ). Кроме этого, сами регионы тратили крупные суммы на обновление подвижного состава. Программы дали старт обновлению не только в крупных городах, но и в регионах.

С 2025 года начинается жизнь в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и федерального проекта «Развитие общественного транспорта». Должны быть разработаны региональные стандарты транспортного обслуживания и цифровые платформы.

На обновление подвижного состава заложено в среднем 22 млрд в год, что значительно меньше, чем выделялось в 2023-2024 гг.

Максим Каров обратил внимание на изменение задач обновления парка в ФП «Развитие ОТ» по сравнению с изначальной постановкой вопроса на Госсовете в августе 2023 года.

По производству больших автобусов производители вышли на темпы 14 единиц в день. Есть существенные риски сокращения мощностей и персонала в 2025 году. Трёхлетних контрактов на производство техники, на которых был упор в предложениях Госсовета, до сих пор нет. В 2023 году было обновлено 4427 единиц автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев за счёт средств федеральной поддержки. В 2024 году – 6962 автобуса, 145 троллейбусов, 46 электробусов, 265 трамваев.

Средства, заложенные на 2025 год, позволят обновить всего 800-1000 автобусов. Если федеральная поддержка будет сокращена, то больше нагрузка ляжет на региональные бюджеты, так как обновление парка включено в KPI губернаторов.

При сокращении федерального проекта, сокращении рынка прогнозируется снижение рынка на 4700-9200 единиц. Прогнозы на 2025 год колеблются: 2025 – 11500-14200 единиц. Минимальный прогноз – 8500 единиц. Чем меньше обновления получится в 2025 году, тем больше придётся навёрстывать к 2029 году – прогноз на него в районе 17000-16200 единиц. Факторы роста рынка – рост региональных программ обновления от 300 до 1600 единиц в год. По городским автобусам средний уровень обновления в 2012-2024 гг. был 4800 единиц. Необходимый уровень обновления – 7500 единиц. 

Читать далее:

Развитие пассажирского транспорта РФ до 2035 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика