Российская академия транспорта приняла участие в заседании Президиума РАН

20 мая в Российской академии наук состоялось заседание Президиума РАН, посвящённое обсуждению Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации на период до 2035 года. Встреча объединила ведущих учёных страны, членов РАН и представителей транспортной отрасли.

Концепция — первый программный документ, определяющий приоритеты и направления научно-технологического развития транспорта России. Она предполагает создание эффективной системы управления научными исследованиями и разработками в отрасли, а методологическое сопровождение будет обеспечено при участии РАН.

«Создание долгосрочной научно-технической базы, необходимой для модернизации отечественного транспортного комплекса, требует участия учёных различных областей знаний, команд из ведущих научных центров страны и транспортных технологов», — подчеркнул президент РАН академик Геннадий Красников.

Проект Концепции представил министр транспорта РФ Роман Старовойт. Он отметил, что правовую основу документа составляют «Стратегия научно-технологического развития РФ до 2030 года», «Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года» и другие профильные документы.

«Представленная концепция задаёт целеполагание и направления исследований, обобщает механизмы работы и источники финансирования», — пояснил министр. По его словам, к стратегическим приоритетам, требующим научного осмысления, относятся:
увеличение скорости перевозок,
применение новых материалов,
развитие систем связи и навигации,
внедрение искусственного интеллекта.

«Учитывая географическое положение нашей страны и размеры территории, без прорывных технологий в сфере транспорта, основанных на новых принципах, материалах и источниках энергии, нам не обойтись», — добавил он.

Особое внимание в документе уделено транспортной науке, которая определяется как «междисциплинарная область знаний, изучающая принципы организации, функционирование и развитие транспортных систем, а также их взаимодействие с экономикой, экологией, обществом и технологиями».

В докладе подчёркнута необходимость научной поддержки крупных проектов — таких как строительство ВСМ, развитие международного транспортного коридора «Север — Юг», транспортной инфраструктуры в условиях вечной мерзлоты и др.

«Без фундаментальной науки и реализации её открытий в прикладных сферах ответить на эти вызовы просто невозможно», — подчеркнул Роман Старовойт.

Вице-президент РАН академик Сергей Алдошин рассказал о конкретных разработках:
Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН совместно с НИИЖТ создают модульный автоматизированный комплекс мониторинга атмосферы и метеоусловий для железнодорожной сети.
«Такого комплекса нет нигде в мире. Он даст уникальные данные о состоянии окружающей среды, антропогенном воздействии на атмосферу, обеспечит высокоуровневое моделирование и выявление источников загрязнения», — отметил учёный.

Сергей Алдошин также предложил создать межведомственный центр для координации научно-технических работ РАН и Минтранса России.
«Это позволит выстроить непрерывную цепочку от квалифицированного заказчика — Минтранса — до реализации мероприятий в рамках национального проекта «Эффективные транспортные системы», — пояснил он.

Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин отметил:

«Географические особенности нашей страны — это один из ключевых вызовов, определяющих научную повестку в транспортной отрасли. В этой связи Российская академия транспорта выражает полную поддержку ключевым положениям Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации до 2035 года. Мы рассматриваем Концепцию как своевременный и стратегически значимый документ, отражающий зрелый и системный подход к формированию научной политики. В центре внимания — научно-технологическое сопровождение всех этапов реализации инфраструктурных проектов.

Документ подчёркивает, что «научно-технологическое развитие Российской Федерации — это трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития страны». Это положение в полной мере соответствует задачам, стоящим перед транспортной отраслью. Особенно важно, что транспортная наука осмысливается как междисциплинарное ядро устойчивого развития, а взаимодействие с Российской академией наук, включая создание специализированного центра по транспорту, рассматривается как важнейшее условие успешной реализации Концепции.

Исторический вклад академической науки в развитие отечественного транспорта очевиден. Уже в XIX веке в Институте инженеров путей сообщения преподавали такие выдающиеся учёные, как М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, А. Я. Купфер, Г. И. Гесс и Д. И. Менделеев — академики Российской академии наук. Позднее академик Л. В. Канторович, лауреат Нобелевской премии, заложил научные основы оптимизации транспортных потоков. Современный пример — участие институтов РАН в разработке проекта высокоскоростной магистрали «Евразия»: от геологических изысканий и трассировки до цифрового моделирования и социально-экономической оценки. Эти примеры показывают, насколько важно не просто проводить научные исследования, но и переходить к практической реализации полученных решений.

Сегодня, когда Концепция предусматривает создание консорциума во главе с РАН, особую роль может сыграть Российская академия транспорта как общественная научная организация, объединяющая более 700 учёных. Академия уже активно работает по направлениям координации научных исследований, экспертной оценки и популяризации научных достижений отрасли. Поддержка Концепции — это поддержка всего научного сообщества страны. Мы уверены, что создание центра научного сопровождения транспортных проектов станет точкой притяжения кооперации между академической, отраслевой и вузовской наукой, направленной на обеспечение технологического суверенитета и территориальной связанности России».

Академик Сергей Чернышев, вице-президент РАН, обратил внимание на необходимость мобилизации всех доступных инструментов научной поддержки — от госзаданий до грантов.
«Концепция закрепляет роль науки в национальном научно-технологическом развитии», — сказал он. Среди приоритетов он назвал:
высокоскоростной наземный железнодорожный транспорт,
сверхзвуковую пассажирскую авиацию,
региональные авиаперевозки,
беспилотные системы и инновационные виды транспорта.

Член-корреспондент РАН, член Президиума РАТ Игорь Розенберг, заместитель председателя Научного совета «Окружающая среда и транспорт», отметил важность отказа от импортозависимой модели внедрения технологий:
«Концепция требует связи результатов фундаментальных исследований институтов РАН с прикладными исследованиями в университетах и отраслевых НИИ, чтобы передавать готовую документацию для промышленного изготовления».

Такой подход уже применяется в работе Научного совета РАН при Отделении наук о Земле под руководством академика Геннадия Матишова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика