В 2021 году к рассмотрению будет подготовлена «дорожная карта» по развитию электротранспорта в России. Разработкой данного документа, а также соответствующей концепции занимается Минэкономразвития. При министерстве уже сформирована постоянно действующая площадка для обсуждения развития электротранспорта. Ключевой задачей на 2021 год станет выработка четкой и экономически обоснованной системы мер поддержки данного типа транспорта и их синхронизации с уже действующими мерами. Кроме того, Минпромторгу будет предложено разработать «более глубокую программу по локализации компонентов электротранспорта и инфраструктуры».
Об основных предложениях Программы развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры рассказал начальник отдела департамента секторов экономики Минэкономразвития Рустам Абульмамбетов:
«Уже очевидно, что структура глобального рынка в автомобилестроении в ближайшее 10 лет кардинально изменится в сторону производства электротранспорта. Поэтому сегодня крайне важно определиться с целеполаганием российского автопрома и возможности промышленности, создание конкурентоспособной компонентной базы. Новый вид транспорт — это не просто дань моде, но и сокращение выбросов СО2, сокращение транспортных издержек и повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Чтобы выработать стратегию России по этому вопросу, в декабре на базе Минэкономразвития была создана рабочая группа, в которую вошли не только федеральные органы власти, но и ключевые бенефициары отрасли — автопроизводители и производители зарядной инфраструктуры. Следует признать, что сложилась ситуация, когда в нормативном поле имеется большое количество актов и поручений, новых стратегических инициатив и дорожных карт. Наша задача, в рамках работы в группе, свести всю эту работу к одному общему документу, чтобы все документы коррелировались между собой, а не противоречили. Мы понимаем, что целевые ориентиры для отрасли к 2030 году — это производство не менее 15% электротранспорта в общем объеме производства. Показатель 15% взят не просто так, а выработан с экспертами, которые пришли к такому выводу: доля приобретаемого электротранспорта в России в общем объеме потребления может составить как раз 15% в 2030 году. В совокупности мы видим, что к 2030 году при благоприятных условиях доля электротранспорта в общем объеме транспорта составит 2%. Формирование такой четкой цели на национальном уровне крайне важно. С одной стороны, это задает вектор отечественным производителям, с другой — стимулирует создание зарядной инфраструктуры в необходимом объеме. Работая над концепцией, мы подошли к важной развилке — на какую технологию мы должны ориентироваться? Существует два направления: технология литий-ионных батарей и технология, связанная с топливными элементами. Даже в рамках нашей группы идет жарская дискуссия по этому поводу. Ряд экспертов считает, что водород — это следующий этап развития электротранспорта, а другие эксперты настаивают на параллельном развитии. В среднесрочной перспективе для мегаполиса электротранспорт с литий-ионными аккумуляторами будет предпочтительнее, а водородная технология будет развиваться в промышленности, для магистрального дорожного транспорта, для судов и авиации. Для достижения намеченных показателей, необходимо обеспечить создание инфраструктуры опережающими темпами. Для этого предполагается провести некоторую этапность создания инфраструктуры. В качестве «пилотов» мы видим Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, Сочи, Республику Крым, Калининград, Приморский край, Казань и трассы М4 и М12. Далее поэтапно планируем расшириться на города миллионники и к 2030 году охватить всю страну. В пилотных регионах будут разработаны комплексные городские программы развития зарядной инфраструктуры, предусматривающие мероприятия как регуляторного, так и финансового характера — нулевой транспортный налог, бесплатная парковка, рост доли государственного и муниципального электротранспорта и взаимное софинансирование зарядной инфраструктуры. Всего к 2030 году мы видим необходимым создание порядка 150 тысяч зарядных станций по всей территории России, 60% из которых будут медленными зарядными станциями. По предварительным оценкам, объем капитальных затрат составит около 250 млрд рублей».
Отметим, что развитие зарядной инфраструктуры и сети электрозаправок – общемировой тренд среди экономически развитых стран. Например, компания Shell, имеющая сеть из 30 тысяч станций, только в Германии в ближайшее время планирует построить около 2000 зарядных станций на своих АЗС; французский нефтяной концерн Total установит 1000 устройств мощностью 150 кВт каждое. В России переход на электротранспорт идет не так интенсивно, в том числе и в силу объективных причин. Тем не менее, по данным исследования компании PricewaterhouseCoopers среднегодовые темпы роста рынка электромобилей в России к 2025 году могут достичь 30%, а в Москве этот показатель может вырасти до 60%.
Читайте далее: