В Совете Федерации прошло совещание, посвященное вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере транспортной безопасности. Благодаря запущенному механизму «регуляторной гильотины» за последние годы обязательные для участников транспортной отрасли требования упростились, однако ряд действующих требований значительно повышает денежные расходы участников отрасли. В ходе совещания участники обсуждали устранение чрезмерных требований для рынка транспортных услуг. На данный момент Советом Федерации ведется сбор обращений от регионов, которые будут направлены в Минтранс России и Министерство экономического развития РФ. В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители профильных министерств и ведомств, транспортных и инфраструктурных компаний и ассоциаций перевозчиков.
Среди волнующих субъекты РФ вопросов первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров назвал новые требования в сфере дорожного хозяйства. «Многие регионы отмечают, что задача по выполнению установленных требований и их поэтапная реализация невыполнима из‑за больших финансовых затрат. По дорожным объектам федерального значения — по информации Росавтодора, выделенных из федерального бюджета средств недостаточно, чтобы выполнить все мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в полном объеме и в установленные законодательством сроки», — сказал Юрий Федоров. По словам законодателя, Министерством финансов РФ дополнительные средства выделены не были, поэтому необходимо синхронизировать сроки предоставления в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) планов обеспечения безопасности объектов со сроками проведения процедур в рамках законодательства о контрактной системе.
Алексей Херсонцев, статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития РФ: «С момента принятия в 2007 году закона о транспортной безопасности, была введена новая концепция защиты объектов транспорта, предполагавшая возложение всего комплекса обязанностей в этой сфере на владельцев транспортных объектов. Была длительная дискуссия по поводу реализации этой концепции и в прошлом году большинство требований в сфере транспортной безопасности было переутверждено в рамках реализации изменений в законе «О транспортной безопасности». Существенным образом изменены подходы к обеспечению транспортной безопасности, разделены требования к объектам транспортной инфраструктуры и средствам, перевозящим пассажиров. Ряд изменений был направлен на упрощение административных обязанностей, снижение экономической нагрузки бизнеса при сохранении высокого уровня обеспечения безопасности. Вместе с тем появились требования для некатегорированных объектов транспортной инфраструктуры и осенью прошлого года мы с коллегами из Министерства транспорта находились в острой дискуссии по поводу возвращения в 2021 году к доработке этих требований. Завышенная стоимость исполнения требования может привести к негативным последствиям: избыточные расходы, невыполнение требований. Привычка «не выполнять» требования может как снежный год девальвировать значимость принятого документа».
Участники дискуссии также обсудили конкретные проблемные вопросы с которыми сталкиваются субъекты транспортной отрасли в части выполнения законодательства.
Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза, поделился успехами общественной организации в части оптимизации законодательства: «Нам удалось исключить такую норму как оснащение каждого автобуса переносимым газоанализатором для улавливания паров взрывчатых веществ. Стоимость такого газоанализатора составляет 580 тысяч рублей, поэтому если мы будем говорить об оснащении таким оборудованием только автобусов, осуществляющих регулярные перевозки, это более 250 сохраненных млрд рублей для отрасли».
Автаев Иван, Первый заместитель начальника Управления транспортной безопасности ОАО «РЖД» рассказал, какие расходы понесла компания, выполняя законодательство: «В рамках исполнения законодательства о транспортной безопасности компания ОАО «РЖД» в период с 2011 по 2020 год на оснащение транспортных объектов было израсходовано свыше 26 млрд рублей из собственных средств, расходы на поддержание работоспособности этих средств составили более 8 млрд рублей».
Алексеенко Александр, Председатель Комитета по экономическим и социальным вопросам Ассоциации морских торговых портов поднял вопрос о чрезмерных требованиях: «Наиболее актуальной проблемой остается требование по осуществлению транспортной безопасности в полном объеме и на постоянной основе для всех объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта. Все-таки существуют объекты, функционирование которых носит сезонный характер. Например, после окончания навигации судозаходы на объект не производятся, деятельность по перевозке пассажиров, груза и багажа прекращается, но все это время субъекты вынуждены нести нагрузку на выполнение требований по поддержанию транспортной безопасности объектов на уровне навигации».
Денис Букин, Исполнительным директором ПАО «Международный аэропорт Нижний Новгород», также отметил нюансы в сфере обеспечения безопасности на объектах авиационной инфраструктуры: «К сожалению, с 2007 года мы живем в друх реальностях — авиационной безопасности и транспортной безопасности. Мы вынуждены соответствовать двум веткам, выполнять два набора параллельных требований, но мы видим свет в конце тоннеля — происходит замещение. Нам бы хотелось видеть набор конкретных мер, мероприятий и действий, которые должен выполнять объект, так как защита объекта от, например, предотвращение акта незаконного вмешательства — задача государства и силовых структур. Несмотря на то, что мы имеем все технические средства и группу быстрого реагирования, все аэропорты сталкиваются с одной проблемой: когда нарушитель появляется на территории аэропорта — он уже нарушитель и субъект, получается, уже нарушил законодательство. Каким образом мы должны предотвратить его нахождение, ведь по ту сторону ограждения аэропорта мы никакие санкции к нему применить не можем, а приступив к этому на территории аэропорта, уже являемся нарушителями. Это один из многочисленных примеров того, где нужно определить понятный и исполнимый перечень мероприятий, который должен выполнять объект».
Можно отметить, что на совещании состоялась заинтересованная дискуссия с участием представителей компаний транспортной и дорожной инфраструктуры, транспортной безопасности и экспертов. В ходе обсуждения чувствовалась напряженность в связи с повышенными затратами, особенно в условиях постковидной реальности, когда многие участники отрасли еще не оправились от убытков 2020 года. По результатам обсуждения принято решение продолжить совместную проработку вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере транспортной безопасности как в рамках межведомственной рабочей группы, так и на площадке Совета Федерации с учетом мнения регионов РФ.
Читайте далее: