Скорость движения на электросамокатах, моноколесах и прочих гироскутерах в парках Москвы могут ограничить. Об этом по итогам «круглого стола», посвященного вопросам регулирования использования средств индивидуальной мобильности, сообщил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. Одна из крупнейших компаний кикшеринга Whoosh, уже ограничила дистанционно скорость своих электросамокатов в некоторых районах столицы.
Электросамокаты, гироскутеры и моноколеса давно стали средствами повышенной опасности. Количество происшествий с их участием растет с каждым годом. Только в 2020 году, по данным ЦОДД, в Москве с участием электротранспорта произошло 156 ДТП, а это больше на 66 процентов, если сравнивать с 2019 годом. В них пострадали 158 человек, включая 73 ребенка. Участники «круглого стола» предлагают столичному правительству разработать проект правового акта, который бы регулировал передвижение на электросамокатах и подобном транспорте в парках и общественных пространствах. В частности, прозвучало предложение ограничить максимальную скорость таких устройств до 15 километров в час.
Дарья Косинова, заместитель директора по связям с общественностью «Мосгорпарка», считает целесообразным установить возрастные ограничения на прокат средств индивидуальной мобильности. «В ДТП с электротранспортом часто попадают дети и подростки, которые катаются в парках без родителей. Ребятня устраивает гонки и забывает о безопасности», — отмечает Дарья. В этом вопросе спикер советует обратить взгляд на Европу: в некоторых странах в прокат электротранспорт могут взять дети не младше 14 или 16 лет.
Магомед Колгаев , руководитель проектов шеринга Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: «Динамика развития сервисов аренды самокатов стремительно растет. По состоянию на 20 мая 2021 года уже совершено более 1,3 млн поездок. Самокаты показывает высокую утилизацию: 6 поездок на 1 самокат в день. В рамках работы с операторами проката электросамокатов в Москве мы планируем, и уже отчасти реализуем, создание медленных зон. Это участки улично-дорожной сети и парков, где скорость электросамокатов автоматически снижается до 15 км/ч, вне зависимости от пожелания пользователя. с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов, они оснащаются передним амортизатором, который позволяет более комфортно проезжать препятствия. Самокаты также должны оснащаться фарой, светоотражателями, механическими звонками, а также сменными батареями».
Норайр Блудян, директор ассоциации «ТАМА» , в ходе обсуждения призвал не бояться вводить запрещающие меры, особенно — в местах повышенного скопления пешеходов:
«К сожалению, сегодня мы не знаем реального уровня бедствия, связанного с безопасностью средств индивидуальной мобильности. Я убежден, что СИМ на улично-дорожной сети и в парковых зонах не может регулироваться едиными требованиями — это две абсолютно разные с точки зрения использования СИМ инфраструктуры. Вряд ли едиными требованиями удастся добиться баланса интересов. Придется придумывать другие правила именно для парковых зон. Также, есть отдельные участки, которые не фигурируют нигде, например, подземные пешеходные переходы, которые совмещены с выходом и входом на станции метрополитена. Есть такие зоны, где должен быть полный запрет использования СИМ — там огромный пешеходный поток и использование СИМ должно быть исключено. Имеет смысл обратиться от имени Мосгордумы о получении права на проведение эксперимента, поскольку уже 2,5 года обсуждаем эту тему, и я не уверен, что быстро примем закон. Было бы правильно сделать экспериментальное пилотное внедрение правил, которые обсуждаем. Поймем ошибки и в чем правы. Тогда правила будут опираться на реальность».
Председатель Мосгордумы Максим Шапошников поддержал инициативы выступающих: «Эта дискуссия длится долго — последний раз мы собирались в 2019 году, так как пандемия поставила вопрос безопасности СИМ на паузу. В период пандемии сильно развивалась курьерская доставка и на велосипедах, и на самокатах. Однако, после снятия режима самоизоляции, количество курьеров на средствах индивидуальной мобильности не уменьшилось. средства индивидуальной мобильности стали источником повышенной опасности — мощность моторов и скорость, с которой они могут двигаться, несет угрозу здоровью не только для пешеходов, но и для самих пользователей этих устройств. В этом вопросе необходимо не столько законодательное регулирование, сколько принятие Постановления Правительства РФ по изменению правил дорожного движения. Многие предложения, сформированные Минтрансом РФ, нас устраивают и большую часть из них мы поддерживаем. Мне кажется абсолютно верным подходом разделение использование СИМ на улично-дорожной сети и в парковых зонах. Для внедрения правил движения СИМ в парковых зонах не требуются изменения правил дорожного движения, а лишь создание Московского документа, которое урегулирует использование СИМ в парках и в общественных пространствах. В документе должны быть учтены следующие моменты: скорость передвижения на СИМ ограничивается 15 км/ч; скорость передвижения во время первой поездки для впервые пользующихся СИМ дополнительно снижается; наличие отдельной площадки для лиц, обучающихся управлению СИМ; обязательное наличие велодорожек на территории парков, а при их отсутствии прокат не допускается; обязанность пользователей в темное время суток или в условиях недостаточной видимости перемещаться только на СИМ, оснащенных передними и задними габаритными огнями; запрет на передвижение двух человек на одном СИМ. Аналогичные ограничения предлагаем предусмотреть и для велосипедов, в том числе электровелосипедов, в части скоростного режима и движения по тротуару. Кроме этого, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мы предлагаем проработать вопрос о создании «черного списка» нарушителей указанных требований, предъявляемых к пользователям СИМ, предусматривающего лишения права на аренду в городских сервисах. Необходимо создать все условия для безопасности москвичей и гостей столицы, соблюдая интересы и пешеходов, и пользователей СИМ, и автомобилистов. Думаю, что передовой законодательный опыт Москвы в дальнейшем смогут использовать другие регионы и даже страны«.
Отметим, что в ходе дискуссии спикеры часто приводили примеры стран Европы, где уже действуют ограничительные меры по использованию средств индивидуальной мобильности. Например, во Франции электросамокаты могут передвигаться исключительно по велодорожкам, а также по улицам, где скоростное ограничение для автотранспорта — 50 км/ч. При этом их скорость не должна превышать 25 км/ч. По тротуару же ездить категорически запрещено — штраф нарушителю составляет 135 евро. Заезжать на тротуар разрешается, лишь отключив электромотор, ведя самокат рядом с собой. Во Франции водительские права для управления такими устройствами не требуются. Зато обязательно страхование ответственности перед третьими лицами. В среднем такой годовой полис может стоить от 70 до 100 евро. Его отсутствие наказывается штрафом до 3750 евро. Аналогичные правила были введены в этом году в Чехии.
Читайте далее: