Комплексная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и энергетики, важной особенностью которой является альтернативный топливно-энергетический баланс, задает тренды для всех государств, в том числе — для России. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Россия не может игнорировать повышенный мировой интерес к сокращению потребления ископаемого топлива. Можно сказать, что увеличение производства электромобилей и жесткая политика отказа от двигателей внутреннего сгорания, которая осуществляется в ряде стран, стали триггером для изменений. До недавнего времени одним существенных факторов замедленного развития рынка электромобилей в России являлось отсутствие общедоступной зарядной инфраструктуры и в целом понимания востребованности вложений как в зарядную инфраструктуру, так и в производство отечественного электромобиля.
Дмитрий Матвиевский, генеральный директор ОАО «Айти Чардж» рассказал о ряде проблем, которые необходимо преодолеть для электромобилизации как всего мира, так и России в частности:
«Несмотря на активное внимание к электромобильной тематике в последнее время, можно отметить несколько препятствий для перехода «к делу» , к реальной активной электромобилизации в России. Во-первых, присутствует недостаточная информированность о том, что такое электромобиль, практически отсутствует прикладной опыт эксплуатации, что формирует искаженное восприятие о технологии в целом. Во-вторых, искажается статистика и факты, в том числе, в сравнении с Европой и всем миром — происходит так называемый эффект «малой базы». В-третьих, отмечу принижение сложности организации процесса зарядки со стороны новых производителей, продавцов и государственной власти. Помимо прочего, большинство зарядной инфраструктуры в России — бесплатная и не потому, что это один из рычагов для стимулирования приобретения электротранспорта, а потому что большинство этих систем не умеет взимать плату и не подключены к интернету. Россия сегодня, к сожалению, опаздывает в решениях, а именно — мы пытаемся внедрить решения, которые внедряла Европа и Азия в 2015 году, не задумываясь, что каждое решение имеет определенный срок жизни. В этой связи необходимо смотреть на новые технологические тренды. Важность каждого из вышеперечисленных аспектов, возможно, не видна в существующей статистике, однако в масштабе собирается общая картина восприятия. Люди сталкиваются с простыми вопросами: влияние холодного климата на электромобиль, проблема утилизации батарей и многими другими. Выводы делаются исключительно из личного опыта, а недоступность информации из первых рук и физической возможности купить доступный новый или подходящий со вторичного рынка электромобиль не позволяют доставлять информацию до потенциального потребителя.
Многие говорят, что в Европе, США и Азии вопросы, связанные с электромобилями уже решены, однако это не так. Например, Tesla производит экосистему полного типа (электромобиль, тип коннектора и софт управления и идентификации), при этом для трех разных рынков — Американского, Китайского и Европейского — компания создала 3 разных решения в виде переходников и разных разъемов. Ведущие мировые производители зарядных станций используют проприетарные протоколы управления. Как результат — сложности с объединением станций разных производителей в одну сеть для полноценного управления. Также можно отметить отсутствие взаимодействия между новыми технологиями производителей электромобилей и производителями зарядных станций. Как следствие, у пользователей в обиходе различное оборудование в виде переходников под разные разъемы, многочисленные приложения для зарядки и оплаты. Ключевой проблемой в восприятии процесса электромобилизации всего мира является смешение в статистике гибридов, переходных моделей электромобилей с малым ренджем, а также микромобилей и гольфкаров. Это приводит к некорректному восприятию рынка и окончательной глобальной путанице».
Напомним, что Минэкономразвития планирует потратить 418 млрд руб. на развитие электротранспорта в России до 2030 года. Из федерального бюджета на развитие электротранспорта до 2024 года хотят выделить 31,3 млрд руб. К 2030 году общие затраты превысят 400 млрд руб., 153,5 млрд из которых поступят из бюджета и внебюджетных фондов. Пилотными регионами для реализации концепции предполагается сделать Москву и Санкт-Петербург, Сочи и Севастополь.
Читайте далее: